Вестник МГТУ. 2015, №4.

Вестник МГТУ, том 18, № 4, 2015 г. стр. 577–588 583 на взаимодействие, главным образом с уже адаптированным местным населением Заполярья; во-вторых, находятся в непосредственной близости от производства и обладают необходимым опытом, профессорско- преподавательским составом и образовательными компетенциями, в том числе в научных областях, связанных с рациональным природопользованием и социально-экономическим освоением Арктики. Задача региональных инженерно-технических университетов – обеспечить прежде всего практико- ориентированный характер подготовки востребованных экономикой региона специалистов в модели так называемого "дуального" обучения, когда образовательная программа стыкуется с практикой на конкретном предприятии, при этом часть профильной теоретической подготовки происходит на базовых кафедрах, созданных на предприятии, а практическая – непосредственно на будущем рабочем месте под наблюдением опытных производственников. Региональная система профессионального образования Наличие в Мурманской области собственной системы высшего профессионального образования, ориентированной на взаимодействие в первую очередь с уже адаптированным населением Кольского Севера, становится важнейшим фактором гарантированного обеспечения национально значимых объектов и всей инфраструктуры Мурманской области высококвалифицированными кадрами, развития научно- инновационного потенциала региона, а также продвижения новейших технологий в производство и социальную сферу. При этом стратегический потенциал Мурманской области, включающий высокое качество научного и образовательного потенциала, наиболее развитую во всей АЗРФ сеть образовательных учреждений, позволяют позиционировать Мурманскую область в качестве стратегического центра развития АЗРФ (рис. 4). Рис. 4. Стратегический потенциал Мурманской области Решение задач российской модернизации в Арктике невозможно без подготовки высококвалифицированных кадров с учетом особенностей региона. Поэтому задачу развития системы профессионального образования в Мурманской области следует ставить более широко, с учетом экономических и социальных потребностей области и арктической стратегии государства. Тогда целью следует считать создание условий и механизмов, обеспечивающих становление и конкурентоспособное развитие региональной системы профессионального образования, ориентированной на обеспечение высококвалифицированными кадрами не только регионального рынка труда, но и в целом экономики АЗРФ. Для этого необходимо активно развивать арктические компетенции по всем направлениям профессиональной подготовки, которые позволят сформировать в регионе уникальный знаниевый кластер арктических компетенций, призванный обеспечивать подготовку высококвалифицированных кадров, включая кадры высшей научной квалификации, для работы в условиях Арктики и Крайнего Севера, формирование передовых научных заделов, разработку и адаптацию технологий, актуальных для инновационного освоения пространств и ресурсов Арктики. Выгодное географическое положение, наличие глубоководного незамерзающего морского порта, имеющего выход в Атлантику и Тихий океан, высокий транспортно-транзитный потенциал • Богатство, уникальность и разнообразие природно-ресурсной базы, водных биоресурсов • Высокий уровень индустриального развития • Энергоизбыточность региона (обусловленная наличием резервов мощности на Кольской АЭС) • Наличие в регионе крупных налогоплательщиков – экспортно ориентированных предприятий • Уникальный туристско-рекреационный потенциал • Высокое качество научного и образовательного потенциала, наиболее развитая во всей АЗРФ сеть образовательных учреждений • Высокие качественные характеристики человеческого капитала, в том числе кадрового потенциала, значительный научно-технический потенциал • Имеющиеся заделы в области высоких технологий, относящиеся к ключевым драйверам становления нового технологического уклада Позиционирование Мурманской области в качестве стратегического центра развития АЗРФ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz