Вестник МГТУ. 2015, №4.

Агарков С. А. Образовательный потенциал в концепции… 582 Арктический вектор развития национальной экономики Приняв Стратегию развития Арктики (2020) 8 , государство твердо заявило о приоритете национальных интересов России в Арктике и наращивании своего присутствия в Арктическом регионе. Обеспечение качественного роста и повышение конкурентоспособности экономики арктического макрорегиона – Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) предполагает реализацию инновационного сценария. В связи с этим резко актуализируются задачи: − обеспечения фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний в области арктического природопользования; − разработки и внедрения новых технологий и видов техники (для эффективного освоения природных ресурсов (месторождений полезных ископаемых, углеводородных и водных биологических ресурсов) в морской акватории и на суше Арктики; − надежного функционирования систем жизнеобеспечения и производственной деятельности в условиях Арктики; − создания современных научных и информационных основ управления арктическими территориями; − обеспечения экологической безопасности; − обеспечения режима взаимовыгодного международного сотрудничества (на основе двустороннего и многостороннего сотрудничества России с приарктическими государствами на основе международных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация). Все эти многоплановые задачи, требующие институциональных, организационных и технологических инноваций, невозможно рассматривать в отрыве от человеческого капитала, который является определяющим фактором формирования экономики знаний и перехода к наукоемкой, основанной на знаниях модели социально-экономического развития. Реализация масштабных задач Арктической Стратегии требует перехода к новому качеству экономического роста, основанному на инновациях, знаниях, человеческом капитале, так как только инновационный сценарий способен обеспечить устойчивое конкурентоспособное развитие АЗРФ. В связи с этим актуализируются задачи фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний в области рационального освоения пространств и ресурсов Арктики, подготовки кадров для арктической экономики, способных обеспечить выход на траекторию устойчивого инновационного развития. Очевидно, что фундаментом для арктического инновационного процесса должны выступить наука и образование, где, на наш взгляд, очень важна роль именно высшего инженерного образования, которое должно не только стать катализатором улучшения качества человеческого капитала, отвечающего требованиям инновационной экономики, но и своевременно реагировать на существующие и новые вызовы. Инженерное образование в реализации стратегических задач устойчивого развития АЗРФ В экономическом развитии АЗРФ, где создан мощный индустриальный слой и значительную долю ВРП занимает промышленное производство, наиболее востребованы именно инженерно-технические кадры, потребность в которых с каждым годом растет. С учетом задач масштабного промышленного освоения пространств и ресурсов Арктики, реализации крупных инвестиционных проектов по освоению углеводородов арктического шельфа и развитию транспортной и береговой инфраструктуры изменяется миссия инженерно-технических вузов, расположенных на территории АЗРФ, которые должны обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям современной экономики, особенно в стратегически значимых для развития АЗРФ областях. Поэтому важнейшим вызовом для рынка труда в прогнозный период станет количественное сохранение и качественное улучшение кадрового потенциала арктических регионов, где инженерное образование играет ключевую роль. При этом качество подготовки инженерных кадров становится одним из основополагающих факторов обеспечения опережающего (инновационного) развития АЗРФ. Следует отметить важную особенность системы инженерной подготовки, которая ориентирована на плотную интеграцию образовательного процесса с реальным производством, где промышленные предприятия выступают в качестве активных партнеров университетов в практикоориентированной инженерной подготовке, а опытные производственники на время обучения становятся наставниками для студентов-практикантов. Как отмечает Президент РФ Владимир Путин, для того чтобы квалификация инженеров должным образом отвечала потребностям предприятий, инженерное образование должно быть максимально приближено к промышленному производству. Поэтому одним из эффективных инструментов сохранения и развития интеллектуального и кадрового потенциала арктических регионов является подготовка собственных инженерных кадров на базе региональных инженерно-технических вузов, которые, во-первых, ориентированы 8 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [Электронный ресурс] : утв. Президентом Рос. Федерации 8 февраля 2013 г. // Правительство России. URL: http://government.ru/info/18360/.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz