Вестник МГТУ. 2015, №3.

Литовский В. В. Перспективы освоения и развития уральской части… 460 Формирование научной базы в порте Арктур по комплексному изучению и обслуживанию высокотехнологических секторов инновационного развития Арктики с учетом научного потенциала УрО РАН, делает целесообразным размещение там многофункционального малого (в Петровских терминах – "потешного") флота надводных и подводных малых судов, а также аппаратов-роботов для технологического обслуживания работ на шельфе Карского моря. Малый флот мог бы также обслуживать суда на трассе СМП, решать задачи мониторинга среды и биоресурсов, бороться с опасными айсбергами, негативным влиянием стамух на аквамаринное хозяйство. Наконец, он мог бы заниматься специализированными научно- прикладными исследованиями, решать задачи малого энергообеспечения, выявлять и предупреждать незаконное проникновение в акваторию Карского моря различных аппаратов-зондов, помогать рыбоохранным органам и т. д. Порт Арктур (рис. 6) помимо вовлечения ресурсов и транспортно-логистических возможностей "связки" Югорский полуостров – Ямал для комплексного развития Урала позволяет развивать межрегиональное взаимодействие ЯНАО с НАО, совместное развитие их смежной зоны. Инновационная составляющая проекта "Урарктика" базируется на ряде прорывных идей и перспективных разработок, призванных обеспечить перевод региональной экономики, а в последующем и национальной экономики к пятому и шестому технологическим укладам. Из этих идей в качестве базовых выделяются следущие: 1. Высокоскоростной транспорт для труднопроходимых территорий и сложных (экстремальных) климатических условий, обеспечивающий многовариативность освоения северных и арктических территорий, равнодоступность, связность и "сжатие" сильно вытянутого по меридиану уральского геопространства. 2. Экологичная струнно-рельсовая инновационная инфраструктура второго уровня на базе развиваемой технологии "Небесная дорога" (Sky Way). 3. Формирование в Арктике инновационных "летучих поселений" на базе инфраструктуры второго уровня с использованием и переключением на национальную и внутрирегиональную модернизацию уральского машиностроительного и металлургического комплексов, использование технологий уральского строительного кластера для решения проблем хозяйственного освоения, развертывания сил быстрого реагирования, улучшения и модернизации быта кочевых народов Севера (Ямала). 4. Плавающие или плавучие арктические порты и заводы на базе ледостойких платформ-модулей гравитационного типа GBS (см. проект "Печора-СПГ") с возможной гибридизацией и универсализацией до "плавучих заводов-портов" или "порто-заводов" для освоения месторождений Приямальского шельфа (Ленинградского, Крузенштерновского, Русановского). Формирование урало-арктического бренда "от городов- заводов к порто-заводам". 5. Формирование в Арктической зоне Урала поливариативной энергетической системы двойного назначения и двойной степени безопасности на базе комплексного использования энергоресурсного потенциала Урала в его северной части. 6. Создание как связной, так и распределенной автономной энергетики, ориентированной на поливариантное топливо, прежде всего: − на оба вида традиционного топлива (уголь и углеводороды); − альтернативные источники электрогенерации с максимальным использованием для повышения КПД тепловых генераторов энергии сравнительных северных и арктических преимуществ (температурных контрастов атмосферы, гидросферы и криосферы), прямое преобразование механической, химической, лучистой и ядерной энергии в электричество; − предотвращение тепловых потерь в объектах инфраструктуры погружением или частичным их подгружением в незамерзающую водную среду (для сглаживания неблагоприятных воздействий арктического температурного фактора). 7. Модульность и мобилизация арктических энергогенерирующих установок. Опыт Тайваня в этом отношении также показывает правильность избранных подходов (рис. 7, 8). Из рис. 8 видно, что АЭС на Тайване тяготеют к оконечностям острова, ГЭС – к высокогорным территориям и крупным водным артериям, угольные и углеводородные станции – к сильно заселенным территориям западного побережья и портам. В итоге общая мощность электростанций Тайваня доведена до 40 ГВт. Из них примерно 5 ГВт (12,5 %) приходится на атомную энергетику. Вместе с тем такое сравнение обнаруживает слабость энергетической инфраструктуры для портов Сабетта и Харасавэй на Ямале, отсутствие серьезных генерирующих мощностей для обслуживания перспективных потребностей побережья Югорского полуострова. Частично это возможно восполнить силами мобильных энергетических флотских установок, швартуемых при потребности в портах. Особо тщательной проработки требует и перенос опыта Тайваня в деле специализирования и размещения порто-зон свободной торговли.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz