Вестник МГТУ. 2015, №3.

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 447-453 451 объектам промысла и креветке. Из донных видов рыб следует отметить сайду. Связано это прежде всего (помимо влияния биологических, организационных и конъюнктурных факторов) с отсутствием в составе флота высокопроизводительных судов, в том числе для пелагического промысла, включая сейнеры- траулеры для кошелькового лова. С конца 90-х гг. XX в. количественные и структурные изменения в составе флота все в большей степени адаптировались к осуществлению промысловой деятельности в пределах Северной Атлантики и морях Западной Арктики. Значительные средства направлялись, помимо всех видов ремонта, на переоборудование и модернизацию действующего флота. В частности, проводились масштабные работы по переоборудованию посольно-свежьевых траулеров и сейнеров-траулеров в морозильные суда, краболовы и ярусники, реконструировались рыбофабрики с заменой технологического оборудования для выпуска продукции, удовлетворяющей международным требованиям стандартов качества. Выполнялись работы, направленные на увеличение трюмных помещений и судовых мощностей по заморозке. Устойчивый рост цен на судовое топливо активизировал работы по энергосбережению, модернизации силовых установок. С середины 90-х гг. прошлого века как одна из форм обновления флота на Северном бассейне получила развитие практика приобретения судов по схеме "бербоут-чартера", в основном – в западных странах с развитым рыболовством. Большей частью эти суда, бывшие в эксплуатации, но после инновационных ремонтов и модернизации по своим техническим характеристикам (скорости хода, энерговооруженности, автоматизации управления технологическими процессами, уровню механизации труда, поисковому и навигационному оборудованию) превосходили имеющиеся на бассейне. В целом при всей противоречивости факторов приобретения и использования этих судов они оказали положительное воздействие на промысловую деятельность. Их производительность и энергоемкость значительно превышали показатели традиционных (серийных) групп судов. Обновление, преимущественно среднетоннажного флота, осуществлялось судами разного класса и назначения. В составе приобретений доминировали суда универсальные (донного и пелагического назначения) и специализированные (ярусоловы, гребешко- и краболовы). В рассматриваемый период практически прекратилось использование средних рефрижераторных судов. Это происходило на первом этапе за счет их переоборудования в морозильные, в последующие годы (после 2000 г.) – за счет выбытия (табл. 5). Таблица 5 Изменение количественного и структурного состава промысловых судов Северного бассейна Группы и типы судов Количество судов (на начало года), ед. 1990 г. 2000 г. 2006 г. 2013 г. 2015 г. 1. Крупные суда 25 22 15 13 12 2. Большие суда 158 50 30 15 11 3. Средние суда 221 326 245 157 143 3.1. Серийные (построенные до 2005 г.) 221 280 179 108 84 3.1.1. Рефрижераторные траулеры 103 87 21 11 5 3.2. Построенные на бассейне после 1995 г. 9 12 8 11 3.3. Приобретенные за рубежом (бывшие в эксплуатации) 37 54 41 48 4. Малые и маломерные суда (мощностью свыше 55 кВт) 12 33 70 83 74 5. Всего 416 423 360 268 240 Источник: ФГБУ "Администрация Мурманского морского рыбного порта", ФГБУ "Администрации морского порта Мурманск". В последнее десятилетие существенно изменился состав судов, осуществляющих глубокую переработку сырца в море. Прекратился выпуск филе на судах серийной постройки. Основной объем этой рыбопродукции производится на несерийных судах, бывших в эксплуатации, приобретенных в западных странах, а в их составе определяющее значение имеют среднетоннажные суда, включая специализированные (типа "Стеркодер"). Основную часть (до 90 %) пелагических видов рыб Северной Атлантики осваивают большие и крупные суда. Эти суда в целом морально и физически устарели, энергоемки, характеризуются меньшей производительностью (относительно западных аналогов), за исключением переоборудованных в начале нулевых годов XXI в. крупных судов РТМКС типа "Моонзунд" (10 единиц). Устойчивая ограниченность ресурсной базы пелагического промысла в Северной Атлантике и убыточная деятельность в более отдаленных районах предопределили в эти же годы продолжение процесса списания больших и крупных судов. Резервной компенсационной сырьевой базой для модернизированных крупнотоннажных судов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz