Вестник МГТУ. 2015, №3.
Кукор Б. Л. и др. Исследование механизма координации процессов… 444 Для рациональной организации процесса управления социально-экономическим развитием Арктического побережья инвестиционные проекты необходимо рассматривать в более широких территориальных границах. Для Западной Арктики – это Северо-Западный федеральный округ, а также другие освоенные районы страны. Для успешной реализации разработанных программных документов по развитию Арктической зоны РФ требуется координация процессов государственного, муниципального и корпоративного управления в системе стратегического планирования в РФ 6 , согласование в пространстве и во времени различных инновационно-инвестиционных проектов и стратегий развития субъектов федерации, федеральных округов и муниципальных образований. Рассмотрим проблему координации взаимодействия акторов сети в условиях разрыва стратегического, тактического и оперативного уровней управления. Пусть состояния организации коммуникации управляющей системы (УС) Арктического побережья – акторов сети описываются множеством значений существенных характеристик (свойств), которыми эта организация обладает в отдельные периоды времени. Параметры состояния каждого актора как управляемой системы A ( t ) можно также определить как фазовые переменные, а его цели – как состояние или функцию состояния A ( t ) в момент времени t . Для осуществления своей деятельности организация располагает правом распоряжения некоторым количеством ресурсов – активных средств, значение которых в момент времени t определяется управляющим воздействием, в том числе вектором u ( t ) = u º( t ), ..., u n ( t ) в инновационно- инвестиционных проектах. Особенности управления инновационно-инвестиционными проектами исключают стандартные решения. Эту сложность может преодолеть лишь групповой интеллект творческого взаимодействия акторов. Но при этом взаимодействие в сети должно развиваться в согласии с принципами социальной самоорганизации. Однако для становления и поддержки устойчивого равновесия в процессе развития организации нужна точность координации в условиях коллегиальности и автономии человеческой креативности. В ходе целенаправленного решения задач движения от желаемого отдаленного будущего – предвосхищенным результатом к текущему состоянию увеличивается зависимость последующих действий от предшествующих, сужается выбор, коридор для движения к решению проблем, к воплощению инновационных проектов как смысла взаимодействия акторов. Руководители инновационных проектов вместе с партнерами в процессе самоорганизации должны обсуждать ход этих изменений, консультироваться с другими участниками, чтобы уточнить ключевые определения, контекст. Координирующие управляющие воздействия повышают темпы и надежность полезных тенденций. Противоречия в целях могут опасно нарастать, особенно при распределении общего ресурса. Координировать этот процесс следует в тщательно организованных переговорах. Переговоры как важнейшая функция координации могут повышать у участников сомнения в собственных позициях и тем склоняют к необходимости компромиссов и соглашений. В ходе обсуждения уточняется смысл, который определяет, что является разумным вопросом и каков разумный ответ. Разнообразие возможных успешных сценариев и его результатов можно использовать быстро и необратимо. Понимание позиций партнеров необязательно ведет к их сближению, но выявляется все отчетливее источник противоречий. Излагая взгляд на проблему, они дистанцируют свое представление, чтобы партнеры могли максимально к нему приблизиться. Тогда неизбежно начнется трансформация субъективных представлений. Координатор должен выводить мышление на метауровень для конструктивного обсуждения индивидуальных моделей ситуации и их влияния на становление группового восприятия, на осознание процесса сближения точек зрения, увеличения области пересечения частных моделей. Координатор должен комбинировать декларируемые второстепенные и скрытые главные цели управления. И здесь опять возникает мысль об этической стороне такого управления, о степени доверия и подотчетности. Координатор должен видеть процесс трансформации моделей, точек зрения и корректировать контекст, контролируя сближение и опережая нежелательное нарастание различий. Поскольку ресурсы – это люди, материалы, оборудование, финансовые средства и т. п., то, распределяя их в проектах соответствующим образом, т. е. изменяя u ( t ), руководство акторов может влиять на фазовые переменные своих организаций. Воздействие со стороны внешней среды также изменяет состояние системы или фазовые переменные A ( t ). A ° = A ( t º) − начальное состояние системы, A n = A ( t n ) – целевое стратегическое состояние в момент времени t n . F – оператор УС, определяющий состояние системы в момент t в зависимости от целевого состояния системы, распределения ресурсов на интервалах и влияния внешней среды. Цели (или желаемое состояние цели в терминах результата) могут характеризоваться состоянием системы в конце интервала [ t º, t n ]. 6 О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон ; принят Гос. думой 20 июня 2014 г. ; одобр. Советом Федерации 25 июня 2014 г. URL: http://government.ru/docs/all/101250/.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz