Вестник МГТУ. 2015, №3.

Агарков С. А., Селин В. С. Арктические коммуникации в глобальной экономике… 372 – при реализации крупномасштабных энергетических проектов, в том числе на шельфе, всесторонне учитывать интересы всех сторон, а именно: государства, компаний-инвесторов, регионов, инфраструктурных предприятий, общественных организаций, коренного населения; – модернизировать институциональную среду в целях создания благоприятного инвестиционного климата и экономико-правового поля для реализации дорогостоящих проектов освоения углеводородных ресурсов шельфа; – улучшить координацию деятельности министерств и ведомств, субъектов федерации и муниципальных образований по реализации государственных и региональных программ, крупных инвестиционных проектов в Арктической зоне РФ. В сфере современного социально-экономического развития арктического побережья: – считать важным инструментом современного этапа социально-экономического развития Арктики формирование зон опережающего развития и особых экономических зон; – внести на рассмотрение Государственной думой ФС предложение о доработке (конкретизации) Федерального закона от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" с целью его практического использования в субъектах федерации и муниципальных образованиях либо разработке нового закона, конкретизирующего предыдущий; – предложить Министерству образования и науки и Президиуму РАН сформулировать программу научных исследований по разработке методологии долгосрочного экономического прогнозирования на уровне субъектов федерации и муниципальных образований; – повысить ответственность органов власти субфедерального уровня за финансирование принимаемых решений. Ввести ограничение объема обязательных к исполнению переданных государственных полномочий, который может быть установлен в пределах 25 % от общих расходов регионального (местного) бюджета. Передаваемые государственные полномочия сверх этого объема должны приниматься и реализоваться органами власти только на добровольной основе с восполнением как полной "стоимости" передаваемых полномочий, так и дополнительных затрат, связанных с их осуществлением на местах; − создать стимулы к развитию конкуренции между регионами за расширение налоговой базы и привлечение инвестиций. Заключение В целом рекомендованный участниками конференции комплекс научно обоснованных оборонно- политических, социально-экономических и организационно-правовых мероприятий может служить основой для системного обеспечения положительной динамики развития и защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике, развития арктических морских коммуникаций с учетом тенденций глобальной экономики. Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом проекта № 15-02-00009а "Модернизация системы транспортировки арктического природного газа в условиях современной геоэкономической и политической нестабильности стран-транзитеров". Сведения об авторах Агарков Сергей Анатольевич – ФГБОУ ВПО "Мурманский государственный технический университет", д-р экон. наук, профессор, ректор, e-mail: AgarkovSA@mstu.edu.ru Agarkov S. A. – Rector of FSEI HPE "Murmansk State Technical University", Dr of Econ. Sci., Professor; e-mail: AgarkovSA@mstu.edu.ru Селин Владимир Степанович − ФГБУН Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН, д-р экон. наук, профессор; e-mail: silin@iep.kolasc.net.ru Selin V. S. – Luzin Institute for Economic Problems KSC RAS, Dr of Econ. Sci., Professor; e-mail: silin@iep.kolasc.net.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz