Вестник МГТУ. 2015, №3.

Кукор Б. Л. и др. Исследование механизма координации процессов… 442 Насущные социально-экономические проблемы приарктических прибрежных регионов носят фундаментальный долгосрочный характер и требуют проведения в жизнь новой геостратегии с определенной переориентацией социально-экономического вектора на создание и использование системы стратегического управления, которая должна быть сформирована в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации". До настоящего времени вопросы формирования системы стратегического управления взаимодействием всех элементов управляющей структуры социально-экономического развития Арктического побережья на основе сетевого подхода не рассматривались. Недостаточное внимание к стратегическому управлению в условиях роста глобализации и повышения ее динамичности сдерживает развитие современных форм организационно-экономического механизма координации. В связи с новой геостратегией требуется глубокая разработка теории и методологии управления межорганизационными отношениями в рамках стратегического планирования в сетях. Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи: − определить необходимые понятия сетевого подхода при структурировании информации в профессиональной сфере акторов сети; − выявить проблемные ситуации – расхождения целей и интересов акторов сети в процессе самоорганизации инновационно-инвестиционного процесса; − обосновать необходимость развития сетевой концепции и методологии координации межорганизационных отношений. Объектом исследования является процесс взаимодействия акторов сети различных ярусов управляющей системы (УС) при интеграции стратегического, тактического и оперативного уровней управления на базе функции стратегической координации. Координация процессов стратегического управления социально-экономическим развитием Арктического побережья В настоящее время наращивание экономической значимости регионов Арктической зоны, повышение их роли в общероссийском производстве – одна из стратегических линий экономической политики государства. Деятельность органов управления должна быть направлена на создание механизмов реализации стратегических приоритетов утвержденных программных документов 4 по инновационному развитию Арктической зоны РФ. Анализ стратегии "Инновационная Россия – 2020" 5 и Государственной программы по социально- экономическому развитию Арктической зоны показывает, что они не содержат мер по активному внедрению инновационных технологий в Арктической зоне. Очевидно, что для успешной реализации намеченных планов необходима координация, согласование, можно сказать, синхронизация мероприятий и инвестиционных проектов, намечаемых в различных документах, во времени и в пространстве. Сложность решения этой задачи характеризует такой факт. Только в Мурманской области в настоящее время реализуется более тысячи инвестиционных проектов с общей инвестиционной емкостью свыше 100 млрд руб., большая часть которых связана с освоением природных ресурсов. Одной из современных реалий является постоянное наращивание объемов информации в различных профессиональных сферах, что вызывает необходимость ее оптимального упорядочивания, структурирования. Для этого могут быть использованы интеллект-карты, концептуальные графы, семантические сети, когнитивные карты и пр., разработанные в инженерии знаний и позволяющие строить онтологии – концептуальные модели конкретных предметных областей, состоящие из иерархии понятий этих областей, связей между ними и законов, которые действуют в рамках моделей [2, с. 566]. Однако в таких моделях типология связей между узловыми понятиями предметной области остается недостаточно разработанной. Как правило, типы связей задаются достаточно ограниченным перечнем, выводимым из интуиции исследователей. Например: 1) связи типа целое – часть (род – вид, класс – подкласс); 2) функциональные связи (влияет, производит); 3) количественные связи (больше, меньше); 4) пространственные связи (далеко, близко); 5) временные связи (раньше, позже); 6) атрибутивные связи (имеет свойство, имеет значение); 7) логические связи (и, или) [3, с. 101]. Более подробная типология связей может быть предложена когнитивной лингвистикой. В когнитивной лингвистике объектом является язык в его соотношении с мышлением – концептуальными (понятийными) структурами и когнитивными операциями. 4 Государственная программа "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" [Электронный ресурс] / утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366. URL: http://government.ru/docs/all/91474/ ; Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/2RpSA3sctElhAGn4RN9dHrtzk0A3wZm8.pdf. 5 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Инновационная Россия − 2020) [Электронный ресурс] / утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. URL: http://government.ru/.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz