Вестник МГТУ. 2015, №3.
Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 434-440 439 координационных центров в городах Мурманск и Петропавловск-Камчатский. Деятельность центров будет направлена на оптимизацию межведомственного информационного взаимодействия заинтересованных федеральных органов власти в целях осуществления комплексного контроля за надводной обстановкой в морских пространствах. Расширяется межведомственное взаимодействие в регионе. На основании межведомственных соглашений организован доступ пограничных органов к информационным ресурсам автоматизированных информационных систем и систем мониторинга взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти − российского сегмента системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии, глобальной автоматизированной системы мониторинга и контроля за местоположением судов "Виктория" Минтранса России, отраслевой автоматизированной системы мониторинга водных биологических ресурсов Росрыболовства, единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и других систем. Организована работа по подключению пограничных органов к комплексной интегрированной информационной системе мониторинга и контроля за местоположением российских морских и смешанного типа (река − море) судов (КИИС "Море"). Продолжается работа по созданию пограничного сегмента системы освещения надводной обстановки в морских пространствах Арктической зоны России. На базе современных информационных технологий и развернутых ведомственных систем мониторинга реализуются меры по созданию автоматизированной системы технического контроля надводной обстановки (АСТК). Проводятся работы по расширению функциональных возможностей АСТК путем интеграции в нее корабельного состава, средств пассивной локации и информации дистанционного зондирования Земли. Продолжается работа по развертыванию автоматизированных систем технического контроля надводной обстановки. В 2014 г. такая система развернута на трассе Северного морского пути в Баренцевом море. В рамках этой работы были автоматизированы и сведены в единую систему ряд постов технического наблюдения пограничных органов Мурманской и Архангельской областей как составляющей транспортно-инфраструктурного потенциала Российской Арктики [7]. В ближайшей перспективе планируется развернуть АСТК на всем протяжении Северного морского пути. В основу создаваемой системы положены принципы освещения и контроля обстановки с использованием информации от современных автоматизированных постов технического контроля надводной обстановки, беспилотных летательных аппаратов, а также от автоматизированных систем взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти России. Серьезным успехом в работе по созданию АСТК можно считать интеграцию в нее корабельного состава пограничных органов. Этот шаг позволяет значительно расширить границы зон покрытия АСТК. Активно ведется работа по оснащению пограничных органов региона самыми современными вооружениями и техническими средствами. В 2014 г. спущен на воду пограничный сторожевой корабль 1 ранга "Полярная звезда" [3], специально предназначенный для использования в Арктике. Корабль оснащен современным навигационно-тактическим комплексом, комплексом для базирования вертолета и способен преодолевать ледовые поля в арктических морях с толщиной льда до одного метра. Разработаны автоматизированные посты технического наблюдения (АПТН) для автоматического (без участия личного состава) ведения круглосуточного контроля надводной обстановки в зоне ответственности подразделений береговой охраны, что позволит автоматически обнаруживать надводные цели, сопровождать и распознавать их в любых погодных условиях и в любое время суток, а также выдавать информацию в АСТК ведомства. В их состав в зависимости от комплектации могут входить новейшие радиолокационные станции, оптоэлектронное и тепловизионное оборудование, средства связи и передачи данных, а также автономные источники электропитания. В целом, предоставленные законодательством Российской Федерации пограничным органам полномочия позволяют эффективно осуществлять защиту и охрану госграницы России в Арктике, а также защиту экономических и иных законных интересов РФ на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и за их пределами 2 . Заключение Анализируя современное состояние международной обстановки вокруг Арктики и претензии, выдвигаемые рядом государств, следует сделать вывод, что борьба за будущее этого региона будет нарастать, и России не следует откладывать принятие необходимых мер по закреплению своих прав на принадлежащие ей по факту и по праву арктический шельф и содержащиеся в его недрах природные ресурсы. Основными мерами по реализации государственной политики в сфере пограничной безопасности, защиты и охраны госграницы России, пролегающей в Арктической зоне РФ, являются: 1) создание активно функционирующей системы Береговой охраны Федеральной службы безопасности России в Арктической зоне Российской Федерации и повышение эффективности взаимодействия с пограничными 2 Стратегия развития морской деятельности РФ до 2030 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 8 декабря 2010 г. №-2205-р. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 51 (ч. III). Ст. 6954.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz