Вестник МГТУ. 2015, №3.
Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 434-440 437 форум полярных исследований (КНР, Япония, Южная Корея, Таиланд и Малайзия). Значительный интерес к ресурсам Арктики проявляет Китай, который создает сильный ледокольный флот. В целом действия иностранных государств в Арктике направлены на существенное снижение роли России в этом регионе. Развитие и применение Россией военной силы и пограничных органов в Арктической зоне рассматривается в качестве вынужденной меры парирования возможных угроз и пресечения агрессивных действий в отношении Российской Федерации, создания благоприятных условий для реализации и защиты национальных интересов России в этом регионе. В целом, современная военно-стратегическая обстановка в Арктике характеризуется как стабильная, контролируемая и прогнозируемая на среднесрочную перспективу. Россия обладает достаточным военным и пограничным потенциалом для обеспечения военной и пограничной безопасности в Арктике, способна развивать и наращивать этот потенциал адекватно возникающим угрозам. Национальная и пограничная безопасность обеспечиваются совокупной мощью государства. Развитие системы военной и пограничной безопасности органически связано с инновационным развитием в экономической, социальной и других областях жизнедеятельности в Арктике. Президент Российской Федерации в пределах своих полномочий руководит органами и силами обеспечения национальной безопасности страны, санкционирует действия по ее обеспечению, в соответствии с законодательством России формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения безопасности. Он же формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации. Федеральными специальными службами обеспечения безопасности являются ФСБ России, СВР России, ФСО России, ГФС России. ФСБ России в соответствии с Федеральным законом "Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации" представляет собой централизованную систему. Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960 утверждена структура органов ФСБ, в которую входят: службы, департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции (ЦА); управления, отряды, отделы ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы). Согласно Положению о ФСБ России, утвержденному указом Президента, ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа России и их природных ресурсов. В соответствии с Федеральным законом "О Федеральной службе безопасности" пограничная деятельность является одним из направлений деятельности ФСБ. Направлениями пограничной деятельности являются: – защита и охрана государственной границы РФ в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы России, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима госграницы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ; – защита и охрана экономических и иных законных интересов России в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны России запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках РФ. Следует подчеркнуть, что в современных условиях все резче проявляется противоречие между потребностями защиты национальных интересов страны и реальным состоянием системы защиты. Органами Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России реализуются следующие меры по повышению эффективности пограничной безопасности Российской Федерации в Арктическом регионе: 1. Создание условий для наращивания усилий по противодействию деятельности спецслужб и организаций иностранных государств. 2. Обеспечение деятельности пограничных органов в соответствии с характером угроз и вызовов Российской Федерации. 3. Формирование береговой охраны для комплексного решения задач обеспечения интересов и безопасности России в арктических водах и на побережье. 4. Развитие необходимой пограничной инфраструктуры. 5. Создание государственной системы освещения надводной обстановки пограничного сегмента. 6. Активизация взаимодействия с пограничными ведомствами − береговыми охранами сопредельных государств по пресечению контрабандной деятельности и незаконной миграции, охране водных биологических ресурсов, борьбе с терроризмом и пиратством на море и проведению совместных мероприятий в рамках двустороннего и многостороннего пограничного сотрудничества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz