Вестник МГТУ. 2015, №3.
Кудинов Н. Н. Береговая охрана Федеральной службы безопасности… 436 В настоящее время наблюдается тенденция развития Северного морского пути и Субарктического региона России, включающего создание сети спасательных станций МЧС, строительство и восстановление объектов Минобороны и ФСБ России, а также большое количество шельфовых проектов. Реализация этих планов невозможна без перевозок больших объемов грузов, поэтому в Мурманске создается логистический узел "Левый берег". Это, в свою очередь, значительно увеличит темпы строительства объектов в Арктике. Другим приоритетом является содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов в Арктике, а также использование Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции России и в соответствии с международными договорами РФ. Анализ складывающейся ситуации показывает, что сложность решения вопросов разграничения обусловлена рядом факторов: − в Арктике сталкиваются интересы по меньшей мере пяти арктических государств; − недостаточно глубокая изученность Арктики, которая в условиях действия международных конвенций давала бы государствам достаточно доказательств и аргументов для решения в свою пользу вопроса о принадлежности участков арктического пространства, на которые они претендуют; − вопросы разграничения в Арктике в настоящее время пытаются решить на основе принятых только во второй половине ХХ столетия международных правовых актов; − цена ошибок разграничения в Арктике слишком высока ввиду резко возросшего ее ресурсного потенциала. Производя оценку международного положения, следует сделать вывод, что стратегической задачей обеспечения интересов России в Арктике является уточнение и закрепление соответствующими международно- правовыми актами границ российского континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Решив эту задачу, мы можем быть уверенными в том, что Россия удержит под своим контролем принадлежащие ей по праву участки Арктики. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. определила угрозы национальной безопасности России. Внешние угрозы российским национальным интересам в Арктике сводятся главным образом к стремлению арктических государств пересмотреть в свою пользу существующие международно-правовые договоренности и акты о линиях разграничения континентального шельфа и о границах экономических зон, к попыткам противопоставить политико-дипломатическим усилиям России в Арктике объединенные усилия НАТО и Евросоюза, а также к регулярным демонстративным действиям силового плана с целью подчеркнуть свою решимость в борьбе за ресурсы и транспортную магистраль Арктики [6, с. 36]. Смещение геополитического баланса сил в Арктическом регионе формирует новые угрозы национальной безопасности России в Арктической зоне, основными из которых являются: – попытки некоторых западных держав, прежде всего США и Канады, пересмотреть правовой и территориальный статус Арктики в ущерб интересам России; – повышение активности спецслужб иностранных государств, иностранных неправительственных и религиозных организаций по ведению разведывательно-подрывной деятельности, наращиванию в Арктике военного присутствия сил НАТО; – активный курс иностранных государств, направленный на интернационализацию Северного морского пути и установление суверенитета над континентальным шельфом в Арктике; – попытки обеспечить своим национальным компаниям лидирующие позиции в сфере разведки, разработки и транспортировки углеводородного сырья, получение неограниченного доступа к транспортным артериям; – отсутствие контроля за местонахождением и характером деятельности судов под флагами иностранных государств на значительной акватории Северного морского пути. Анализ развития военно-политической и стратегической обстановки показывает, что масштабное применение военной силы в Арктической зоне в настоящее время маловероятно, а разрешение противоречий в этом регионе в основном будет лежать в международно-правовой плоскости с упором на демонстрацию военной силы. Вместе с тем наблюдается устойчивая тенденция к наращиванию военного и пограничного присутствия государств в Арктической зоне, что может привести к изменению баланса сил не в пользу Российской Федерации и увеличить вероятность развязывания пограничных и военных конфликтов против России. США активизировали военную деятельность в Арктике. Кроме вооруженных сил США и Канады, действуют в Арктике и армии скандинавских стран (Швеции, Норвегии и Финляндии), планирующие создание в регионе военного блока ("мини-НАТО"). Перед ВМС США поставлены конкретные задачи по подготовке к более активному участию в операциях в Арктике в перспективе. Активизировалась деятельность ряда азиатских государств по расширению своего влияния в Арктике в ущерб интересам России. С целью отстаивания общих интересов по обеспечению доступа к ресурсам Арктики, а также права свободного использования северных морских путей в 2004 г. создан Азиатский
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz