Вестник МГТУ. 2015, №3.

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 434-440 435 Данная норма не нашла своего прямого подтверждения и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. [2], поэтому в международно-правовом отношении линии, определяющие боковые пределы полярных секторов, не являются государственными границами, однако особый характер и значимость арктических морей для арктических государств дают основания рассматривать полярные секторы как зоны их безопасности, экономических и оборонных интересов. По Парижскому договору 1920 г. в пределах полярного сектора каждого государства водные пространства и острова было принято считать частью территории этой страны [1, c. 41 − 45]. Установившееся к середине XX века секторное деление Арктики, включающее островные территории и водные пространства, сохранило тем не менее исторически определенные претензии арктических прибрежных государств друг к другу. Из восьми стран, входящих в Арктический совет, пять являются членами НАТО, и между ними имеются противоречия (США и Канада, Канада и Дания, Исландия и Дания). Принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. [2] привело к обострению взаимных противоречий. Современная позиция России относительно развития международно-правовых основ сотрудничества в Арктике состоит в том, чтобы не допустить пересмотра правового режима, исторически сложившегося в течение веков, и вместе с тем адекватно учитывать прогрессивное развитие применяемого к этому региону международного права, прежде всего его региональной и двусторонней составляющих. Данная позиция в том числе основывается на фундаментальных отличиях Северного Ледовитого океана от Индийского, Тихого и Атлантического океанов. Политико-правовые нововведения 1997 − 2001 гг. в России, влекущие потерю значительного участка российского шельфа в Арктике, подвергаются резкой критике в опубликованных научных трудах РАН, иных аналогичных исследованиях, в том числе изданных Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Дипломатической академией МИД России [5]. Критике подвергается прежде всего "пожертвование" Россией района "А" с целью формализации прав согласно статье 76 Конвенции ООН 1982 г. Ущербность позиции, выраженной в заявке 2001 г., для России оказалась более значимой, чем та цель, которую преследовали авторы позиции уступок. Российская заявка отклонена, а юридическая неопределенность указанной части арктического шельфа, на которую претендует Россия, сохраняется. Вместе с тем ни одна из арктических прибрежных стран не заявляла о своих намерениях отказаться от той части арктического шельфа, которая расположена в зоне ее арктического сектора. Это означает, что Россия не обозначила свою возможность претендовать на район "А" в будущем. Санкции, введенные против России США, НАТО и Европейским союзом, затрудняют освоение арктического шельфа, а другие страны активизируют эту деятельность. Лавинообразное нарастание интереса к Арктике и призывы к пересмотру секторального принципа разделения арктических территорий в последние годы обусловлены, главным образом, результатами изучения арктических недр на предмет содержания в них полезных ископаемых. По оценкам Геологической службы США (USGS), в зоне Северного Ледовитого океана находится до 20 % мировых запасов углеводородов. Кроме того, в Арктике открыты значительные залежи руд, включая редкоземельные металлы, сконцентрированы крупнейшие биоресурсы, из них только рыб более 150 видов, причем некоторые из этих видов являются основными в мировом рыбном промысле. России принадлежит половина побережья Северного Ледовитого океана, в арктическом секторе залегают около 80 % российских запасов нефти и 90 % запасов газа и каменного угля. Стратегические интересы России в Арктике обусловлены сложными и масштабными задачами освоения энергетических ресурсов и других полезных ископаемых континентального шельфа. От реализации нефтегазовых проектов в Арктике в будущем во многом будет зависеть международная энергетическая безопасность. В борьбе за эти ресурсы победит тот, кто установит и закрепит свой суверенитет, суверенные права и юрисдикции над ними и обеспечит их сохранность и защиту от хищнической разработки и экологических катастроф. Для России в Арктике является стратегически значимым фактором постепенное расширение возможностей для мореплавания, в том числе международного, по маршруту Северного морского пути или параллельно ему за пределами территориальных вод и экономической зоны России. Это важно для России и других стран. Россия может получить в свои руки дополнительный источник доходов от морского транзита через ее территориальные воды. В условиях возрастания предметного интереса к Арктике других государств большая протяженность российского Арктического побережья (19724,1 км по внешней границе территориального моря) вызывает необходимость обеспечения надежной охраны государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа в уточненных границах. Одним из стратегических приоритетов РФ в Арктическом регионе является осуществление активного взаимодействия с приарктическими государствами в целях разграничения морских пространств, а также для решения вопросов международно-правового обоснования внешней границы Арктической зоны России.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz