Вестник МГТУ. 2015, №3.
Кудинов Н. Н. Береговая охрана Федеральной службы безопасности… 434 УДК 33:332.1 Н. Н. Кудинов Береговая охрана Федеральной службы безопасности России и защита хозяйственной морской деятельности в Арктике N. N. Kudinov The Coast Guard Federal Security Service of Russia and protection of marine economic activities in the Arctic Аннотация. Рассматриваются цели и задачи, изложенные в стратегии и государственной программе по Арктике для обеспечения безопасности морской деятельности и коммуникаций в регионе. На основе исторического анализа изложены проблемы безопасности морской деятельности, возникающие в ходе социально-экономического развития Арктической зоны, и пути их решения, роль и задачи береговой охраны Федеральной службы безопасности в этом процессе. Abstract. The aims and purposes outlined in the Strategy and the state programme on the Arctic for provision of safety of marine activities and communications in the region have been considered. Based on historical analysis the security problems of marine activities occurring in the course of social and economic development of the Arctic zone, their solutions, the role and tasks of the Coast Guard Federal Security Service in this process have been described. Ключевые слова: хозяйственная морская деятельность, Северный морской путь, обеспечение экономической безопасности, береговая охрана, границы вод в Арктике, правовой режим, арктические государства, Арктический совет, защита окружающей среды. Key words: marine economic activities, Northern Sea Route, provision of safety, Coast Guard, water boundary in the Arctic, law enforcement, Arctic states, Arctic Council, environment protection. Введение Актуальность проблемы безопасности морской деятельности заключается в том, что процесс разграничения арктических владений шел на протяжении XIX и XX столетий и продолжается в настоящее время. Исторически сложившееся понимание арктических владений государств региона не удовлетворяет потребности других стран. Сейчас все приарктические государства озабочены тем, где и как должны проходить границы их арктических владений, исключительных экономических зон и континентального шельфа, их международным признанием, а также обеспечением безопасности акваторий и территорий стран с севера. Формирование международно-правового режима Арктики В 2014 г. основные направления Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года 1 и Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года [4] получили свое развитие в Постановлении Правительства России от 21.04.2014 г. № 366 "Об утверждении государственной программы "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" и Указе Президента России от 02.05.2014 г. № 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации". Исторически основу правового режима Арктики составили правовая практика арктических государств и их национальное законодательство. Понятие "арктические государства" включает восемь стран, территория которых пересекает Северный полярный круг: Россия, Канада, США, Норвегия, Дания (остров Гренландия), Финляндия, Исландия, Швеция. Однако в формировании правового режима Арктики и Северного Ледовитого океана исторически значимой была и остается определяющей роль только пяти государств, побережья которых выходят к морям Арктики (Россия, Норвегия, Канада, США и Дания). Согласно нормам международного права эти пять государств обладают суверенитетом на соответствующие внутренние морские воды и территориальные моря, а также суверенными правами и юрисдикцией на исключительные экономические зоны и континентальный шельф в Арктике [2]. Пятисторонний формат уточнения статуса Арктики не является новым. Парижская международная конференция приняла Декларацию о секторном принципе деления Арктики между пятью арктическими государствами, однако юридически, в виде акта международного права, эта декларация не была оформлена. 1 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года : утверждена Президентом РФ 20 февраля 2013 г. // Рос. газета. 2013. 21 февраля.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz