Вестник МГТУ. 2015, №3.

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 369-372 371 Основные рекомендации научно обоснованных оборонно-политических, социально-экономических и организационно-правовых мероприятий По итогам работы конференции были приняты следующие основные рекомендации. В области обеспечения национальных интересов в Арктике и геополитики: – разграничить с другими государствами зоны функциональной юрисдикции в Северном Ледовитом океане и оформить права России на районы хребтов Ломоносова и Менделеева; – разработать единую информационную автоматизированную структуру мониторинга Арктического региона; – при региональном прогнозировании учитывать возможности различных вариантов программ, которые будут отличаться друг от друга не составом мероприятий (это задача более ранней стадии прогнозирования), а степенью вероятности реализации одних и тех же мероприятий, которая определяется как внешними, так и внутренними факторами функционирования социально-экономической системы; – формировать транспортную геополитику России в Арктике, во-первых, на основе учета всех особенностей "геополитической игры" с другими членами и наблюдателями Арктического совета; во-вторых, исходя из сложившейся новой геополитической ситуации на евразийском континенте, бóльшая часть северной морской границы которого приходится на Россию как члена нового фактора геополитической игры – Евразийского экономического союза. В-третьих, транспортная геополитика России должна основываться на развитии арктической сети морских, сухопутных и воздушных коммуникаций и разветвленной транспортной инфраструктуры военного и гражданского назначения. В области военно-морской деятельности и обеспечения суверенитета: – продолжить работу по исследованию проблем влияния последствий развертывания ПРО в Арктике и возможных негативных последствий обеспечения национальных интересов Российской Федерации; – считать целесообразным объединение усилий различных ведомств в вопросах морской (военно-морской) деятельности Военно-морского флота, Пограничной службы ФСБ, МЧС России и т. д. в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации в Арктике; – считать необходимым восстановление аэродромной сети в Арктике и обеспечение ее силового прикрытия силами противовоздушной обороны (ПВО), а также специальных наземных бригад; – признать чрезвычайно важным в Арктике создание условий стабильности и противодействия эскалации напряженности относительно РФ для обеспечения устойчивого развития в регионе. В сфере развития транспортной инфраструктуры и освоения Северного морского пути: – разработать комплексный сценарный прогноз грузопотоков Северного морского пути на период до 2030 г. в зависимости от изменения конъюнктуры основных мировых энергетических рынков и других базовых факторов; – создать режим благоприятствования для междугородных перевозок, в том числе с использованием механизма портовых особых экономических зон, формированием транзитного морского коридора "Европа – Азия"; – восстановить инфраструктуру арктических коммуникаций, в первую очередь портов действующих (Хатанга, Диксон, Тикси, Певек и др.) и вновь создаваемых (Индига, Сабетта, Харасавей и др.) в соответствии с перспективным ростом грузопотоков, в том числе транзитных; – поддерживать ледокольный флот (включая новое строительство) на уровне, необходимом для обеспечения перспективных перевозок в условиях меняющейся ледовой обстановки; – создать привлекательные для перевозчиков условия на трассе Северного морского пути (тарифное регулирование, страхование, система мер безопасности и т. п.); – совершенствовать нормативное правовое обеспечение "экономики" морской коммуникации, включая принятие системного полномасштабного закона "Об обеспечении национальных приоритетов в акватории Северного морского пути". В области морского природопользования и развития промышленного рыболовства: – повысить значимость рентных платежей, позволяющих реализовать полномочия государства как собственника природных ресурсов; – модернизировать схему распределения квотируемых водных биологических ресурсов; – развивать современные направления изготовления новых видов стерилизованной рыбной продукции; – обеспечить загрузку отечественных судоремонтных предприятий за счет оптимизации затрат на ремонт промысловых судов. В области модернизации освоения и транспортировки энергетических ресурсов Арктики: – оптимизировать и диверсифицировать развитие топливно-энергетического комплекса, разработать стратегические планы внедрения инновационных технологий по освоению природных ресурсов; – повысить качество научно-экономического обоснования пространственной и отраслевой организации освоения природных ресурсов Арктической зоны РФ;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz