Вестник МГТУ. 2015, №3.

Козьменко С. Ю., Брызгалова А. Е. Современные тенденции развития закрытых территорий… 424 закрытых поселений в Советском Союзе наблюдался именно после Второй мировой войны в связи с оформившейся глобальной ядерной угрозой. Текущая трансформация системы международных отношений выражается в стремлении ряда государств усилить свое влияние на мировую политику за счет развития стратегического вооружения. Ядерное оружие является и впредь будет оставаться ключевым фактором предотвращения возникновения как ядерных, так и иных военных конфликтов, при этом в условиях увеличения числа государств, обладающих ядерным оружием, ядерное сдерживание представляет собой гарант национальной безопасности России, а ядерное вооружение – материальную основу независимой политики государства в "недружественной" внешнеполитической обстановке. Стратегические ядерные силы до сих пор являются единственным показателем, по которому Россия обладает паритетом с США, стратегическая ядерная триада (стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и атомные подводные ракетоносцы) остается залогом сохранения суверенитета России при дальнейшем нарастании противоречий в глобальной политике. По состоянию на 1 января 2015 г., российский стратегический арсенал насчитывает оценочно 305 межконтинентальных баллистических ракет с 1 166 боеголовками, 8 атомных подводных крейсеров стратегического назначения со 128 баллистическими ракетами подводных лодок и 66 стратегических бомбардировщиков. Группировка Ракетных войск стратегического назначения имеет в своем составе 46 комплексов МБР Р-36М2, 60 ракет УР-100УТТХ, 72 комплекса "Тополь", 60 шахтных и 18 мобильных комплексов "Тополь-М", 45 мобильных и четыре шахтных ракеты РС-24 "Ярс". В составе боевых частей авиационной компоненты триады – около 15 бомбардировщиков Ту-160М и 55 Ту-95МСМ. В составе морской компоненты – три типа атомных подводных лодок с баллистическими ракетами: проекта 955 (3), 667БДРМ (6) и 667БДР (2), на вооружении которых находятся соответственно три типа баллистических ракет подводных лодок (Р-30 "Булава", Р-29РМУ2.1 "Лайнер" и Р-29Р) [6]. Еще в сентябре 2014 г. в рамках совещания "О разработке проекта государственной программы вооружения на 2016–2025 годы" Президент России В. Путин подчеркнул необходимость в сжатые сроки обеспечить перевооружение армии и флота и модернизацию оборонно-промышленного комплекса России, что связано не только и, возможно, не столько с обострившейся внешнеполитической обстановкой, сколько с объективной потребностью в замене выработавших свой ресурс систем оборонительного характера и ударных комплексов вооружений 2 . Военно-промышленный комплекс Советского Союза создавал высокотехнологичную продукцию, в том числе наукоемкие передовые вооружения, однако впоследствии в период реформ 80–90-х гг. наукоемкий сектор промышленного производства в России сократился более чем в 25 раз [6, с. 21]. Текущая ситуация с устареванием стратегических вооружений, многие из которых представляют уникальные образцы боевой техники в мире, свидетельствует о том, что сокращение вооруженных сил после окончания холодной войны и высвободившиеся в связи с ним финансовые ресурсы и производственные мощности в должной мере не были использованы в качестве резерва структурного реформирования оборонного комплекса. Принятый правительством подход к перестройке вооруженных сил, основанный на необходимости поддержания обороноспособности страны "на уровне разумной и надежной достаточности", в первую очередь, содержал в себе опасность перехода критического предела минимального сдерживания, влекущего безвозвратную потерю военных технологий. Согласно заявлениям бывшего начальника по вооружениям Вооруженных сил РФ А. Ситнова, Россия за прошедшие годы потеряла более 300 уникальных технологий в области боевой авиации и ракетной обороны, в том числе многоразовую космическую транспортную систему, сверхтяжелые самолеты типа "Мрия", ряд разработок в области ракетной техники. Другой пример постепенной утраты технологий – поставка ВМФ России высокотехнологичных средств корабельной противовоздушной обороны "Кортик-М" и "Гибка", осуществляемая фактически в количестве не более одной-двух систем в год. Недостаточные объемы закупок стратегических вооружений влекут за собой финансовые проблемы предприятий-изготовителей уникальных боевых комплексов и, что более важно, потерю научно- технологического потенциала и квалифицированных кадров. Снижение спроса на промышленную продукцию военного назначения со стороны государства наряду с сокращением постоянного контингента вооруженных сил, которые зачастую увязаны с конъюнктурным либо циклическим снижением напряженности в глобальной политике, представляет собой острейшую угрозу потери уникальных военных технологий. Принятие государственных программ вооружения на 2001–2010 гг. с финансированием в объеме 2,5 трлн руб. и на 2011–2020 гг. с финансированием в объеме более 20 трлн руб. было направлено на решение обозначенных структурных проблем военно-промышленного комплекса, ввиду которых новая техника выпускалась единичными экземплярами, а предприятия отрасли теряли кадры и производственную базу. 2 Совещание о вопросу разработки госпрограммы вооружения на 2016-2025 годы [Электронный ресурс] // Президент России : официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/46589.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz