Вестник МГТУ. 2015, №3.
Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 407-416 411 В результате все условия и факторы в совокупности становятся серьезным препятствием как для улучшения качества жизни населения, так и для развития экономики. Регулирующая роль государства проявляется в воздействии на отраслевую структуру экономики, выравнивании уровня социально-экономического развития территории и социальной структуры общества. Это приводит к нарушениям баланса внутри системы и, соответственно, конфликту между целями долгосрочного планирования и краткосрочными решениями, что подтверждается результатами оценки социально- экономического развития северных регионов России (в том числе арктических), где наблюдается замедление экономического развития при одновременном росте доходов населения. Данную тенденцию можно объяснить усилением уровня централизации налогово-бюджетной политики и увеличением масштабов перераспределительных процессов. Так, все рассматриваемые территории дотационны и получают средства на социальную сферу независимо от своего экономического положения [4]. Определение влияния внешних геополитических факторов С одной стороны, развитие био-социо-экономической системы АЗ РФ происходит под влиянием транснационализации и глобализации экономики в единое экономическое пространство, характеризуемое общностью ресурсов, рынков и технологий. С другой стороны, территория Арктической зоны в настоящее время находится в центре стратегических интересов многих стран. Этот регион обладает и стратегическими коммуникациями, и глобальными ресурсами, которые сегодня не освоены и не поделены. Таким образом, Арктика представляет собой геополитический регион, т. е. политико-географическое и геоэкономическое многомерное пространство с повышенной конфликтностью, чреватой самыми серьезными последствиями для остального мира. Рассмотрим некоторые геополитические факторы, определяющие процессы развития Арктики. Граница . В сравнении с другими циркумполярными странами Россия обладает самой протяженной береговой линией и широким шельфом в Арктическом бассейне. По экспертным оценкам, с учетом территорий на которые претендует Россия, здесь сосредоточена большая часть прогнозируемых нефтегазовых ресурсов. Так или иначе, все это территории экстремального освоения [6]. Однако в настоящее время нет четкого определения границ, продолжаются споры по хребту Ломоносова. Процедура определения границ может затянуться на десятилетия. Не все страны приняли Конвенцию ООН по морскому праву (в частности, США). В 1926 г. Декрет Верховного Совета определил границы Советской Арктики от Кольского полуострова до Берингова пролива – 5 842 млн кв. км (фактически треть Арктики). В 1982 г. была принята Конвенция по морскому праву, которая определила 12 миль территории моря государства и 200 миль особых экономических зон, где государства имеют права добычи ресурсов, военная деятельность в зонах запрещена 4 . В 1997 г. Россия ратифицировала Конвенцию и отозвала претензии 1926 г., Канада ратифицировала эту Конвенцию в 2003 г., США не ратифицировали до настоящего времени. В 2001 г. Россия обратилась в Комиссию ООН по вопросу континентального шельфа относительно 1,2 млн кв. км территории. На севере России шельф является продолжением материковых пород и, согласно Конвенции, должен быть отнесен к территории России. По правилам Конвенции страны должны в течение 10 лет внести заявки на определение границ в Арктической зоне. Территория . Исходя из геополитического положения, Арктический регион представляет собой сложный комплекс политических устремлений различных государств, привязанных к конкретным географическим структурам. Рассмотрение интересов различных стран в этом регионе позволяет выделить три основные группы "игроков" (рис. 4). Первая группа − обладатели, т. е. страны, непосредственно имеющие в рамках своих границ часть арктических территорий. Это Россия, США, Канада, Норвегия, Дания. Вторая − претенденты, это страны, имеющие территории за Полярным кругом и претендующие на арктические территории. К ним относятся Финляндия, Швеция, Исландия. Третья группа – наблюдатели − страны, заинтересованные в освоении Арктической зоны в силу различных экономических причин. Эти страны характеризуются динамично развивающейся экономикой, высокими стандартами потребления населения, усилением международного политического влияния, торговой экспансией, научно-техническим бумом и т. д. 5 К ним относятся Япония, Южная Корея, Индия 4 Конвенция ООН по морскому праву (историческая перспектива) [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/Depts/los/convention_agreements/convention_historical_perspective.htm. 5 Global Changes and Norwegian Foreign - and Development Policy. 2010 − 2020 [Electronic resource]. URL: http://www.nupi.no/content/download/95740/306640/version/4/file/NUPI+Report-Andersen-Neumann-Seabrooke-Sending-CGG.pdf.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz