Вестник МГТУ. 2015, №3.
Иванова М. В., Жаров В. С. Условия, факторы и угрозы функционирования… 408 Российской Федерации включены как территории отдельных субъектов, так и муниципальных образований. 2 В результате невозможно выделить единый субъект управления рассматриваемой территории. Конституция РФ определяет равноправие между всеми субъектами РФ, в том числе краями, областями и входящими в их состав автономными округами. В свою очередь это определяет и особенности формирования финансовых ресурсов таких краев (областей) и автономных округов, осуществляемые на условиях разграничения полномочий не только с федеральным центром, но и между самими субъектами РФ. При этом перечень доходов и пропорции их зачисления в бюджеты указанных субъектов РФ могут регулироваться федеральными законами и договорами (соглашениями) между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области. Аналогичная ситуация складывается и на местном уровне, где реализуется право на осуществление местного самоуправления одновременно на территории двух муниципальных образований − муниципальных районов и находящихся на их территории поселений 3 . Полномочия органов местного самоуправления по мобилизации и использованию собственных финансовых ресурсов реализуются в условиях межмуниципального разграничения вопросов местного значения и источников их финансового обеспечения. Федеральное законодательство фиксирует состав и уровень доходов, закрепляемых за бюджетами каждого из видов муниципальных образований. Принцип равноправия субъектов РФ, закрепленный в ст. 5 Конституции РФ, не предусматривает различий в объеме и составе полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения. Для всех субъектов РФ устанавливаются единые налоговые правила и единая методика расчета финансовой помощи. Несмотря на закрепленные в Конституции принципы, в стране еще не сформирована устойчивая система государственного территориального управления, и дифференциация социально-экономического развития регионов достаточно высока. 2. "Бремя пространства" оказывает существенное влияние на организацию экономических отношений внутри страны и, соответственно, на формирование государственной региональной политики. Низкая плотность населения является одним из определяющих факторов территориального развития. Например, в Финляндии плотность населения составляет 15 чел./км 2 , в Мурманской области − 5,7, в Республике Карелия – 3,79 чел./км 2 . Чукотский автономный округ имеет самую низкую плотность населения в России – 0,07 чел./км 2 . Несмотря на очень суровые климатические условия, на Крайнем Севере исторически возникли уникальные этнические ареалы, где народы Севера нашли свои способы выживания в суровых условиях. Более того, наличие свободного пространства необходимо для обеспечения их традиционной жизнедеятельности, оленеводства, охота, рыбалка и т. д. Однако в современном мире содержание этих территорий требует значительных затрат. С одной стороны, освоение природных ресурсов и, соответственно, промышленная экспансия потребовали создания дорогих систем жизнеобеспечения. С другой − для развития этих периферийных территорий и поддержки традиционных промыслов также необходимы существенные капиталовложения в современное оборудование для рыбной ловли, снегоходы и вездеходы, навигационные системы, вертолеты для мобильной связи и оказания медицинской помощи и т. д. [3] 3. Неравномерность социально-экономического развития во многом определяется диспропорциями в размещении производительных сил. Проблема сглаживания регионального неравенства особенно актуальна для стран с обширной территорией. Россия является одной из шести стран − лидеров по размеру территории в мире, и первой – по площади Арктического региона. Рассмотрим результаты оценки экономических и трудовых характеристик регионального развития на основе расчета средних темпов роста региональной производительности труда, рассчитанной как отношение 2 Сухопутные территории Арктической зоны Российской Федерации: − Мурманская область; − в Архангельской области − муниципальные образования "Онежский муниципальный район", "Приморский муниципальный район", "Мезенский муниципальный район", "Город Архангельск", "Северодвинск", "Город Новодвинск", "Новая Земля"; − Ненецкий автономный округ; − в Республике Коми − муниципальное образование городской округ "Воркута"; − Ямало-Ненецкий автономный округ; − в Красноярском крае − Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, городской округ город Норильск, Туруханский район; − в Республике Саха (Якутия) − Аллаиховский улус (район), Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район), Булунский улус (район), Усть-Янский улус (район), Нижнеколымский район; − Чукотский автономный округ; − земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане" и других актах СССР. 3 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : принят Гос. думой 6 сентября 2003 г. : одобр. Советом Федерации 24 сентября 2013 г. URL: http://www.consultant.ru.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz