Вестник МГТУ. 2015, №3.

Иванов Г. В. Национальная безопасность России в Арктике: проблемы и решения 404 безопасности личности, общества и государства. Основная задача настоящей Стратегии состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов. В современных условиях все резче проявляется противоречие между потребностями защиты национальных интересов стран и реальным состоянием системы их защиты. Само существование таких противоречий и поиск путей их разрешения определяет необходимость совершенствования охраны морского пограничного пространства в Арктическом регионе. Органами береговой охраны Пограничной службы ФСБ России реализуются следующие меры по повышению эффективности пограничной безопасности РФ в Арктическом регионе: 1. Создание соответствующих условий для наращивания усилий по противодействию деятельности спецслужб и организаций иностранных государств. 2. Обеспечение деятельности пограничных органов в соответствии с характером угроз и вызовов РФ. 3. Развитие необходимой пограничной инфраструктуры. 4. Создание в государственной системе освещения надводной обстановки пограничного сегмента. 5. Пресечение контрабандной деятельности и незаконной миграции, охрана водных биологических ресурсов, борьба с терроризмом и пиратством на море и проведение совместных мероприятий в рамках двустороннего и многостороннего пограничного сотрудничества. В качестве основных задач береговой охраны в Арктическом регионе выделяются: защита экономических интересов; контроль за соблюдением законов и международных договоров; спасание жизни на море; обеспечение безопасности морских перевозок по Северному морскому пути; защита окружающей природной среды. Несмотря на обилие законодательных и правовых актов по обеспечению государственного порядка в российской части Арктики, такие явления, как нападение на нефтебуровую установку "Приразломная", попытки прохода иностранных, да и российских судов в нарушение установленных правил плавания по трассам Северного морского пути и другая деятельность иностранных компаний и судов требуют более четкого определения полномочий береговой охраны Федеральной службы безопасности. Необходимо на законодательном уровне закрепить административную ответственность для нарушителей морских зон безопасности, подготовить Кодекс морской деятельности и определить меры ответственности, адекватные правонарушениям [5]. Федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную пограничную политику на морских пространствах невоенными методами, является береговая охрана ФСБ, которая в пределах своих полномочий организует и обеспечивает охрану государственной границы, защиту экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, осуществляет охрану за пределами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках РФ, трансграничных и далеко мигрирующих видов рыб. Береговая охрана участвует в выполнении международных договоров России в области взаимодействия в пограничной сфере, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов. Береговая охрана строится по зонально-бассейновому принципу: Арктическая [6, с. 41 − 45], Тихоокеанская зоны, Балтийский, Черноморско-Азовский и Каспийский бассейны. Реализация Положения о межведомственных региональных информационно-координационных центрах уже началась. Ведутся работы по согласованию мер и действий министерств по исполнению постановления Правительства РФ от 29 августа 2014 г. № 874. В Государственную думу Федерального собрания РФ Правительством внесен проект федерального закона № 527750-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части установления ответственности за нарушение требований по обеспечению судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе РФ. Этим законопроектом предлагается наделить должностные лица пограничных органов правом составлять протоколы об административных правонарушениях и налагать соответствующие санкции. Береговая охрана должна быть в постоянной готовности к любым возможным вызовам и угрозам без дополнительного вооружения ее сил и средств. Кроме законодательного и нормативно-правового обеспечения деятельности пограничных органов в Арктическом регионе, ведется строительство новых кораблей типа "Полярная звезда", проектируются пограничные корабли и ледоколы, которые по техническим характеристикам смогут осуществлять свои функции в Арктическом регионе круглогодично, оказывать содействие другим органам государственной власти в выполнении их функциональных задач.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz