Вестник МГТУ. 2015, №3.

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 401-406 403 Национальная и пограничная безопасность обеспечиваются совокупной мощью государства. Развитие системы военной и пограничной безопасности органически связано с инновационным развитием в экономической, социальной и других областях жизнедеятельности в Арктике. К сожалению, в 80 − 90-х гг. ХХ в. Россия практически свернула свою деятельность в этом регионе, предоставив возможность беспрепятственно действовать на арктическом морском пространстве в своих интересах приарктическим странам и даже странам, далеким от Арктики. Странами Арктического региона являются Исландия, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия, Канада, США и Россия. Однако непосредственный выход в арктические моря имеют всего пять стран: Норвегия, Дания, Канада, США и Россия. Практически между всеми странами имеются определенные противоречия. А ограничение возможности использования Северного морского пути для судов других стран дает им повод для борьбы за международную трассу. В России федеральными специальными службами обеспечения безопасности являются ФСБ России, СВР России, ФСО России, ГФС России. ФСБ России представляет собой централизованную систему. Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 утверждена структура органов ФСБ, в которую входят: службы, департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции (ЦА); управления, отряды, отделы ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы). Согласно Положению о ФСБ России, утвержденному указом Президента РФ, ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, защиты и охраны государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов. В соответствии с Федеральным законом "О Федеральной службе безопасности" пограничная деятельность является одним из направлений деятельности этой службы. Направлениями пограничной деятельности являются: − защита и охрана государственной границы РФ в целях недопущения противоправного прохождения государственной границы РФ, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ; − защита и охрана экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках РФ. В последнее время обстановка на морских направлениях становится все более напряженной. Актуальной становится проблема обеспечения пограничной безопасности России, особенно в Арктическом регионе. Руководством страны принимаются меры по ее стабилизации, пресечению неправомерных актов против России и ее объектов морской деятельности. Среднестатистические данные о деятельности сил береговой охраны за одни сутки в течение трех предыдущих лет таковы: − подвергаются пограничному контролю до 20 судов; − обнаруживаются нарушения российского законодательства и установленных правил морской деятельности на 9 − 12 судах; − налагаются штрафы, возмещение ущерба на 15 − 17 судов на сумму до 750 тыс. рублей; − спасается на воде подразделениями береговой охраны до 2 человек; − находится в море на дозорных позициях до 140 кораблей, катеров, судов и других плавсредств береговой охраны; − возбуждается уголовных дел по статьям 253, 256 Уголовного кодекса РФ до двух ежесуточно. Вся эта деятельность осуществляется во взаимодействии с силами и средствами других министерств и ведомств (Минтранс России, Минсельхоз России, Минобороны России, ФТС России, Минприроды России и других, всего до 20 ведомств). Любое государство, планирующее достижение своих целей в конкретном регионе, должно разработать и последовательно реализовывать программу на практике, основанием которой является соответствующая стратегия. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (Стратегия) является официально признанной системой стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Настоящая Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности РФ, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов РФ и обеспечения

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz