Вестник МГТУ. 2015, №3.

Жаров В. С., Иванова М. В. Проблемы управления социально-экономическим… 394 материальной сферой экономики. Частные коммерческие предприятия сами определяют цели своего развития, которые могут и не соответствовать общерегиональным целям, так как выражают свои чисто производственные экономические интересы. При этом интересы собственников предприятий (работодателей) могут вступать в противоречие с интересами работающих на этих предприятиях. В свою очередь интересы производственных коллективов не всегда совпадают с целями развития региона. В этих условиях система прогнозирования должна быть построена таким образом, чтобы можно было учесть указанную разноплановость интересов, обеспечить их согласование и соответствие достижению общерегиональных целей. Выполнить такие задачи невозможно без наличия стадии предварительного прогнозирования, где на исследовательском уровне анализируются возможность и необходимость постановки определенных целей развития региона, выявляются альтернативы их достижения в условиях меняющихся параметров внешней экономической среды, прорабатываются пути реализации этих альтернатив при варьировании различной степени согласованности экономических интересов работодателей и коллективов, работающих с интересами региона в целом. Такую стадию прогнозирования можно назвать исследовательской , так как она не предполагает наличия четко выраженных ориентиров, отражающих экономические интересы различных субъектов управления и зафиксированных в каком-либо документе, а лишь показывает, что нужно сделать, чтобы получить те или иные результаты. Таким образом, данная стадия содержит в себе концептуальную основу будущего развития и служит для разработки концепции развития региона – документа, являющегося базой для ведения договорного процесса между органами регионального управления, работодателями и профсоюзами с целью согласования их интересов в перспективном периоде. При этом необходимо отметить, что в случае согласования на тех или иных принципах целей и интересов развития различных субъектов управления в регионе процесс регионального прогнозирования продолжается, но становится уже более предметным, так как ориентируется на условия договора между субъектами управления. Тем самым выделяется отдельная стадия прогнозирования, следующая за исследовательской. Ее можно назвать нормативной , поскольку основное содержание этой стадии состоит в корректировке целевых ориентиров регионального развития и альтернативных путей их достижения, но при этом количество рассматриваемых альтернатив может быть существенно снижено, так как предприятия региона, будучи заинтересованными в объективном рассмотрении перспектив согласованного регионального развития, предоставят разработчикам прогноза всю имеющуюся у них информацию и собственные соображения о проблемах и путях перспективного развития. Искомый прогноз предприятия могут выполнить и сами, однако методологические принципы и методика разработки прогноза должны быть едиными для всех предприятий как минимум одной отрасли или сферы региональной экономики. В то же время экономика каждого отдельно взятого региона имеет свои характерные особенности, и даже при наличии развитой методологии разработки прогнозов регионального развития в условиях рыночных отношений и имеющейся апробированной методике их конкретного выполнения (что пока отсутствует в настоящий период) научно- исследовательские организации региона либо вне его, связанные с обоснованием перспектив экономического развития, должны вести научное сопровождение разрабатываемых региональных прогнозов, учитывающее специфику конкретного региона. В условиях плановой экономики при обосновании перспектив регионального развития самым существенным их ограничителем являлись объемы централизованных капитальных вложений, т. е. отправной точкой процесса прогнозирования были перспективы развития всего народнохозяйственного комплекса, зафиксированные в таких документах, как Комплексная программа научно-технического прогресса (НТП) и Генеральная схема развития и размещения производительных сил, где определялась роль каждого региона и указывались предполагаемые объемы выделяемых им финансовых ресурсов (в основном через отраслевое распределение). Конечно же, в дальнейшем могла происходить корректировка народнохозяйственных и региональных предплановых разработок с целью взаимного согласования их основных показателей, в том числе и по объемам капитальных вложений, но суть оставалась прежней – финансовые ресурсы для развития были в той или иной степени фиксированной величиной. В условиях же рыночных отношений в экономике источники финансовых ресурсов разнообразны, и поэтому объемы таких ресурсов в принципе неограниченны. В этом случае задача региональных органов власти и предприятий региона заключается лишь в определении их необходимого объема на перспективный период, расчете возможной экономической эффективности вкладываемых в развитие средств и рассмотрении альтернативных вариантов получения инвестиций, т. е. финансовые ресурсы становятся в большей степени эндогенным показателем развития, чем экзогенным, а сдерживающим фактором промышленного развития становятся в основном спросовые ограничения. В то же время основной объем необходимых для устойчивого развития региона финансовых ресурсов должен быть получен за счет эффективного функционирования собственной экономики. Поэтому задача согласования целей и средств, с одной стороны, становится итеративной, а с другой − предполагает разработку перспективных региональных финансовых балансов. Таким образом, источники и возможности получения финансовых средств в рыночной экономике должны наложить свой отпечаток на процесс прогнозирования региональной социально-экономической системы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz