Вестник МГТУ. 2015, №3.

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 393-400 393 УДК 338.27 В. С. Жаров, М. В. Иванова Проблемы управления социально-экономическим развитием регионов Арктики V. S. Zharov, M. V. Ivanova Management problems of socio-economic development of the Arctic regions Аннотация. Рассматриваются проблемы совершенствования системы прогнозирования развития экономики регионов и особенно регионов Арктического побережья в связи с необходимостью практической реализации Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Предлагается система прогнозирования, включающая исследовательскую, нормативную и программную стадии. Abstract. The problems of improving the system of forecasting of economic development of regions, especially regions of the Arctic coast due to the need of practical realization of the Federal law "On strategic planning in the Russian Federation" have been considered. The forecasting system including research, regulatory, and programmatic stage has been proposed. Ключевые слова: прогнозирование, экономика регионов, Арктика, метод, имитационное моделирование. Key words: forecasting, economics of regions, the Arctic, method, simulation. Введение Для реализации долговременной экономической политики России необходимо осуществлять управление развитием экономики страны на всех уровнях государственного управления: федеральном, региональном (в субъектах федерации) и муниципальном. На федеральном уровне требуется управление развитием стратегических отраслей, где сосредоточен преимущественно крупный бизнес. На уровне субъектов федерации управление развитием должно быть направлено на увеличение темпов роста валового регионального продукта, в основном за счет расширения среднего бизнеса и его инфраструктуры, а на уровне муниципалитетов основная задача в сфере реального сектора экономики – всемерное укрепление малого предпринимательства. При этом особое значение эффективное функционирование системы управления развитием имеет в регионах Арктического побережья в связи с необходимостью реализации стратегии развития Арктической зоны, так как территориально в нее входят социально-экономические системы разного уровня управления − субъекты федерации и отдельные муниципальные образования. Соответственно будущая программа развития этой зоны кроме всего прочего должна учесть и эту особенность. Материалы и методы Управление развитием – это реализация прежде всего таких функций менеджмента как прогнозирование, программирование и индикативное планирование. В 2014 г. приняты Федеральные законы "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и "О промышленной политике". Именно они создают законодательную основу реализации долговременной экономической политики России на всех уровнях управления, однако до сих пор никаких явных шагов по их использованию органами власти и на уровне федерального центра, и на уровне субъектов федерации не наблюдается, хотя в законе "О стратегическом планировании в Российской Федерации" определены на этот счет конкретные временные периоды. Оба закона имеют рамочный характер. Соответственно, требуется их развертывание вплоть до разработки методических рекомендаций применения на практике в субъектах федерации. Однако здесь возникает ряд проблем методологического характера: как и на какой основе субъекты федерации и муниципальные образования должны формулировать цели своего экономического развития? Как целеполагание будет вписываться в разработку долговременных прогнозов развития? На какой методологической и методической основе разрабатывать такие прогнозы? Как будут учитываться экономические интересы основных субъектов управления – органов власти на всех уровнях управления, собственников предприятий и домохозяйств? Каким образом будут совмещаться разрабатываемые прогнозы, программы и планы? Результаты и обсуждение В результате проведенной в стране приватизации доля государственного сектора в экономике регионов оказалась практически незначительной, т. е. не оказывающей существенного влияния на региональное развитие. Соответственно, региональные органы власти утратили возможность целенаправленного управления

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz