Вестник МГТУ. 2015, №3.

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 386-392 391 Все объекты на острове Котельный будут отстраиваться для долговременной эксплуатации с максимально возможным комфортом. Министерство обороны РФ планирует восстановить самый северный в мире ледовый аэродром на архипелаге Земля Франца-Иосифа, это аэродром "подскока" для стратегических бомбардировщиков, расстояние до Северного полюса составляет 896 км. Россия по-прежнему делает ставку на ВВС как важный элемент демонстрации силы. В 2014 г. российские стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160 совершали полеты в Арктическую зону, взлетев с авиабазы г. Энгельс в Саратовской области. Российское руководство намерено продолжить взятый в 2014 году курс на постоянное военно- морское присутствие в Арктике. В марте 2015 г. были проведены очередные военные учения вновь созданной Арктической группировки войск. Бесспорно, Россия сталкивается с трудностями в обеспечении контроля над морской акваторией в Арктической зоне. Флот испытывает недостаток в современных надводных кораблях класса "фрегат". Хотя предусматривается ввод в строй восьми фрегатов типа "Адмирал Горшков" и шести кораблей типа "Адмирал Григорович", этого явно мало для выхода на советский уровень присутствия в высоких широтах. Не стоит забывать, что одним из важнейших элементов стратегии сдерживания является ядерный потенциал Северного флота. Большая часть российских Вооруженных сил в Арктической зоне дислоцируется в Мурманской области. Вместе с тем Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу предусматривают усиление служб береговой охраны и пограничного контроля, а также организацию технического контроля над проливами, устьями рек, лиманами на всей трассе Северного морского пути. С этой целью проведен ряд учений на Кольском полуострове, особое внимание было уделено ведению боевых действий в условиях Заполярья, в том числе в гористой местности. Военнослужащие отрабатывали навыки выживания в экстремальных условиях, маскировки и действий снайперов. Также планируется организовать постоянное патрулирование силами береговой охраны пространства от Кольского полуострова до острова Врангеля у северного побережья Чукотки, будет регулярно проводиться мониторинг обстановки, в том числе с моря и воздуха. Заключение В статье авторы рассмотрели экономическую и геополитическую составляющие в историческом и современном развитии. Меры, предпринимаемые программами правительства Российской Федерации, явно недостаточны для того, чтобы Северный морской путь стал работающим круглогодично. Нужны усилия многих стран, заинтересованных в его организации, и вложения в инфраструктуру, которые Россия в настоящее время самостоятельно выделить не состоянии. Бизнес на данном этапе вкладывать большие деньги в эти проекты не заинтересован. Международная обстановка сегодня такова, что необходимо создавать группировки войск, способных отстаивать интересы России в Арктике, но при сегодняшнем бюджете это является достаточно большой проблемой. Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом проекта № 15-02-00009а "Модернизация системы транспортировки арктического природного газа в условиях современной геоэкономической и политической нестабильности стран-транзитеров". Библиографический список 1. Полюхович Г. И., Козьменко С. Ю. Теория морской силы и экономическое обладание морем // Морской сборник. 2005. № 3. С. 36 − 42. 2. Геоэкономические процессы в Арктике и развитие морских коммуникаций / С. А. Агарков, В. Ф. Богачев, В. И. Богоявленский [и др.] / под ред. С. Ю. Козьменко, В. С. Селина. Апатиты : КНЦ РАН, 2014. 266 с. 3. Щеголькова А. А. Геоэкономическая основа регионального хозяйства Западной Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2013. Т. 2, № 33. С. 51 − 54. 4. Козьменко С. Ю., Щеголькова А. А. Геополитические тенденции экономического присутствия России в Арктике // Геополитика и безопасность. 2012. № 1 (17). С.71 − 79. 5. Козьменко С. Ю., Щеголькова А. А. Арктика: модернизация региональной газотранспортной системы в условиях евро-российского геоэкономического и политического перепутья // Вестник МГТУ. 2014. Т. 17, № 3. С. 490 − 496. References 1. Polyuhovich G. I., Koz'menko S. Yu. Teoriya morskoy sily i ekonomicheskoe obladanie morem [The theory of sea power and economic control of the sea] // Morskoy sbornik. 2005. N 3. P. 36 − 42. 2. Geoekonomicheskie protsessy v Arktike i razvitie morskih kommunikatsiy [Geoeconomic processes in the Arctic and the development of maritime communications] / S. A. Agarkov, V. F. Bogachev, V. I. Bogoyavlenskiy [i dr.] / pod red. S. Yu. Koz'menko, V. S. Selina. Apatity : KNTs RAN, 2014. 266 p.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz