Вестник МГТУ. 2015, №3.
Веретенников Н. П. и др. Северный морской путь… 390 разгружать корабли придется в течение пары месяцев. Понятно, что транзитные атомные ледоколы, транспортирующие контейнеры, не нуждаются в заправке и потому могут не входить в порты. Но Россия располагает только одним атомным контейнеровозом, да и цена такой техники весьма высока. Речь идет о плотном, конвейерном освоении СМП, а для этого нужна мощная современная инфраструктура. При этом надо учесть, что сегодня морские грузы обычно перемещаются в контейнеровозах вместимостью 12 тыс. контейнеров. У Китая уже есть полтора десятка судов, вмещающих 18–19 тыс. Российские порты на СМП рассчитаны на суда вместимостью 2 тыс. контейнеров. Неудивительно, что в 2013 г. по СМП провели всего 4 млн т грузов, из них транзитных – лишь 600 тыс. (около 10 иностранных судов из Северной Европы). Для сравнения: годовой грузооборот китайских портов составляет в среднем 9–10 млрд т. Захотят вложить деньги в нашу береговую инфраструктуру – будет сотрудничество, не захотят – не будет. Для освоения СМП придется профинансировать не только наши порты, но метеорологическую и гидрологическую службы – они также находятся не в лучшем состоянии. Речь идет минимум о 30–50 млрд долларов. У России своих таких денег сейчас нет. Россия уже несколько лет целенаправленно создает условия для развития своих северных территорий. Еще в 2008 г. были разработаны Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. В феврале 2013 г. Президент РФ В. Путин утвердил стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на тот же период. Одним из ключевых направлений стратегии является развитие транспортной инфраструктуры региона и международного сотрудничества. В апреле 2014 г. правительство приступило к реализации Государственной программы "Социально- экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года", в которой прямо указано, что содействие в использовании СМП для международного судоходства – стратегический приоритет государственной политики РФ. Постоянно расширяется российско-китайское сотрудничество в области модернизации портового хозяйства на Дальнем Востоке. Один из позитивных примеров – порт Зарубино в Приморском крае. Китай решил вложить в его развитие 3 млрд долларов и уже приступил к работе. В июне 2014 г. принято решение о постройке совместными усилиями российской и китайской компаний контейнерного терминала в порту Славянка на юге Приморского края, который будет обеспечивать транзитные перевозки 10 млн т грузов в год. Однако Россия нацеливается на грузооборот не одного лишь Китая, но и всех стран АТР. Он составляет 40 млн контейнеров в год. Очень заинтересована в Северном морском пути Япония. Так что в случае благоприятного развития событий СМП будет приносить России очень хорошую прибыль. По мнению специалистов, помимо портов Россия может также зарабатывать на сдаче в аренду ледоколов. Сегодня Китай располагает двумя ледоколами, но они предназначены не для транзита, а для арктических экспедиций. Надо как можно скорее привлекать их к сотрудничеству с использованием нашей техники. Для России это одна из редких возможностей заработать не за счет ресурсов, а за счет уникальных технологий, строя ледоколы для Китая. Цель России и Китая заключается не в том, чтобы создать какой-то сепаратный экономический или военно-политический блок, который был бы направлен против кого-то. Цель – мировая целостность, чего пока никак не хочет понять Вашингтон, нацеленный на мировое лидерство. Американцы – прагматичные люди, и надо полагать, нам даже не придется ждать смены поколений в американской элите, чтобы она поняла: сотрудничество эффективнее противостояния. С развитием мировой экономики Арктическая зона приобретает все большее значение. Россия планирует сохранить за собой главную роль в Арктике, однако отстаивать на переговорах свои права на морские акватории, часть континентального шельфа и природные ресурсы становится все сложнее [5]. Россия намерена в разы увеличить сеть особо охраняемых природных территорий в Арктической зоне, а также обеспечить там свою безопасность. В августе − сентябре 2013 г. гидрографическое судно "Горизонт" и морской буксир МБ-56 Северного флота (СФ) совершили экспедицию к архипелагу Земля Франца-Иосифа для изучения обстановки. В походе участвовал отряд специального назначения СФ, который имел задачей охрану судов и обеспечение безопасности участников экспедиции. В октябре 2013 г. отряд из 10 боевых кораблей Северного флота во главе с флагманом − ракетным крейсером "Петр Великий" и сопровождающими атомными ледоколами "Ямал", "Вайгач", "50 лет Победы" и "Таймыр" выполнил 2000-мильный поход через Баренцево, Карское моря и море Лаптевых, покрытые льдами. Отряд кораблей прошел через сплошные льды и прибыл по плану к Новосибирским островам в районе дельты реки Лена, оставив на остров Котельный более 40 единиц техники, крупногабаритные социально- бытовые блоки и более одной тысячи тонн материальных средств, имущества и горюче-смазочных материалов. Операция была частью большой миссии по развитию Северного морского пути и освоению Арктической зоны. Эта экспедиция уникальна по многим параметрам: количеству задействованных боевых единиц, прохождению группы боевых кораблей и судов сложным ледовым маршрутом, практически не достижимым для кораблей других стран, доставке техники и материально-технических средств на удаленную базу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz