Вестник МГТУ. 2015, №3.

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 386-392 387 Советский Союз стал первой и единственной страной, активно использовавшей дрейфующие полярные станции. Благодаря существованию дрейфующих станций отечественные ученые получили возможность исследовать Арктику круглый год. Именно тогда сложилась доктрина экономического освоения Арктики. Возможность транспортировки нефти и газа в незамерзающий порт Мурманск и Западную Европу создает предпосылки для развития сырьевой базы и организации добычи углеводородов в этом регионе. Как видим, арктический шельф имеет стратегическое значение для России в целом на длительную перспективу. В связи с этим СМП должен рассматриваться и в перспективе обустраиваться не просто как транспортная магистраль, а как основа арктического нефтегазового комплекса будущего. Поэтому уже сейчас необходимо принять решения по созданию надежной транспортной системы для перевозки нефти с месторождений Западной Арктики до потребителей [2, с. 33 − 40]. Из значительных проектов недалекого будущего можно отметить: − строительство серии крупнотоннажных танкеров дедвейтом 150 тыс. т (их назначение − как круглогодичные перевозки сырой нефти на Балтийском бассейне, так и перевозки сырой нефти с месторождений арктического шельфа в Западную Европу в летнюю навигацию); − проект строительства серии танкеров усиленного ледового класса дедвейтом 60 тыс. т (они обеспечат круглогодичные перевозки сырой нефти с месторождений арктического шельфа на базу перевалки на Кольском полуострове и в Западную Европу); − проект вывоза сжиженного нефтяного газа с месторождений арктического шельфа в Западную Европу; − разработка и реализация транспортно-технологических схем вывоза углеводородного сырья с Приобских месторождений, месторождений Таймырского округа, Республики Саха (Якутия). Кроме того, Мурманское морское пароходство намерено всемерно развивать грузоперевозки на других направлениях. Предусмотрено дальнейшее укрепление и развитие партнерских связей с РАО "Норильский никель". Предполагается разработка и реализация программы вывоза экспортной продукции предприятий Красноярского края Северным морским путем (алюминий, черные металлы, лесоматериалы, комбайны и другая продукция машиностроения). Северные регионы России обретают новое значение в связи с развитием мировых хозяйственных связей, в результате которых уже в ближайшей перспективе возрастает роль и значение СМП. Глобализация мировой экономики стимулирует создание нового межконтинентального транспортного маршрута между Европой и Азией. Маршрут СМП − самый короткий и дешевый путь в Северном полушарии между Тихоокеанским и Атлантическим регионами. Реализация в Арктике такого коммерческого проекта будет способствовать укреплению национальной и экономической безопасности нашей страны в XXI в. Маловероятно превращение СМП в круглогодично действующую морскую транспортную магистраль, т. к. отсутствуют мощные ледоколы, способные выполнять проводку судов усиленного ледового класса глубоководными высокоширотными маршрутами. СМП как международная транзитная магистраль в настоящее время остается резервом международной транспортной системы Россия наконец приступила к практическому освоению арктических территорий, которые составляют большую часть ее территории. Основания для этой работы созданы. Уже разработанные прагматические бизнес- подходы освоения арктических шельфов, добычи углеводородов − важные шаги на пути к широкомасштабным проектам освоения месторождений региона. Могущество России в Арктике стало очевидным фактом, хотя и сильно сопряженным с правовыми аспектами, территориальными претензиями, существующими между арктическими государствами. Сегодня главная задача − освоение Россией как энергетическим субъектом мировой политики очевидных точек прямой доходности. Однако арктический проект является долгосрочным, и простые бизнес- модели работают здесь плохо. Они связаны с текущей конъюнктурой и жестко управляются стоимостью барреля нефти и себестоимостью ее добычи. Необходимо развиваться до логического предела, до создания универсального арктического технологического пакета, который позволит обеспечивать деятельность и личностное восприятие освоения Арктики как одной из стратегических целей. Нужно собрать все эти технологии в единый блок, понять характер существующих связей. Потребуются многие десятки лет финансовых, человеческих, инженерных вложений, которые будут в состоянии сформировать нормальный образ жизни в регионе, качественную транспортную и информационную связанность. Нынешний арктический проект можно назвать завершением определенных цивилизационных открытий по освоению новых территорий за пределами континента. Разумеется, именно финансовый интерес привлек внимание к Арктике. Есть убежденность в том, что месторождения арктического шельфа являются гарантом будущего, стабильного развития экономики России, т. к. наша страна занимается энергетикой во всех ее видах и является одним из базовых поставщиков энергии. Ископаемые углеводороды − это основа для такой важной части цивилизации, как химическая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz