Вестник МГТУ. 2015, №3.

Веретенников Н. П. и др. Северный морской путь… 386 УДК 338.242 Н. П. Веретенников, В. Ф. Богачев, М. В. Ульченко Северный морской путь: транспорт, экономика, геополитика N. P. Veretennikov, V. F. Bogachev, M. V. Ul'chenko orthern Sea Route: Transport, economy, geopolitics Аннотация. Рассмотрены вопросы освоения Арктического региона. Проанализированы приоритеты в освоении природных богатств Арктики, таких как углеводородное сырье и морские биологические ресурсы. Abstract. The problems of the development of the Arctic region have been considered. The priorities of development of natural resources of the Arctic such as hydrocarbons and marine bioresources have been analyzed. Ключевые слова: экономика, история, геополитика, безопасность, Арктика, углеводороды, морские биологические ресурсы, Северный морской путь, государственная программа, российские компании, регионы. Key words: economy, history, geopolitics, security, the Arctic, hydrocarbons, marine bioresources, Northern Sea Route, government programme, Russian companies, regions. Введение Современная обстановка в мире, введение санкций, падение экономических показателей развития России, уход ряда известнейших компаний из разработок арктического шельфа – все это отрицательно влияет на будущее развитие Арктики. Создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и организации БРИКС, признание ими приоритетов экономических интересов для развития своих стран, создание новых банковских структур для реализации крупных инфраструктурных проектов, охватывающих сразу несколько стран (например, создание скоростной магистрали Москва − Пекин, нового Шелкового пути), обусловили подписание соответствующих документов в Уфе, где летом 2015 г. проходил саммит ШОС и БРИКС. Наряду с экономикой большое внимание уделялось созданию безопасности в регионах, где будут реализовываться эти проекты, а также борьбе с террористическими угрозами на границах вновь созданных союзов. Кроме Шелкового пути на повестке дня стоит задача развития Северного морского пути (СМП), в котором заинтересованы азиатские страны, а также Россия. Это даст возможность развития северным регионам, где в данный период времени ведутся работы по добыче углеводородного сырья. В настоящее время приарктические регионы испытывают дефицит рабочих мест, а бюджеты большинства из них − дотационные. Развитие СМП и добычи углеводородного сырья позволит некоторым из них стать самодостаточными. У России в современной обстановке главным является защита и отстаивание экономических интересов в Арктике, для чего необходимо рассматривать военную составляющую и создание арктической группировки [1, с. 36]. Результаты и обсуждение Открытие СМП имеет долгую, многовековую предысторию. В XI в. русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана, в XII − XIII вв. были открыты острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в. − острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В XVI в. активно осваивался участок СМП − от реки Северная Двина до устья реки Обь. Одна из главных целей мореплавателей состояла в открытии нового торгового пути в Китай. В конце XVI в. вскоре после похода Ермака в Сибирь в низовьях Оби были построены Березовский городок и Обдорск (Салехард), а затем Мангазейский острог. Долгое время они служили портами для отправки пушнины в Архангельск. В 1742 г. Семен Челюскин достиг северной оконечности азиатского материка − мыса, которому впоследствии было присвоено его имя. Харитон Лаптев обследовал побережье от реки Лена до реки Хатанга и Таймырский полуостров. Выдающийся след в истории освоения восточных рубежей российского государства оставил экспедиционный отряд, возглавляемый Витусом Берингом. Им был открыт получивший его имя пролив между Северной Азией и Америкой, описаны северные берега Камчатки, северо-западное побережье Америки, открыто множество островов. В 1932 г. под руководством О. Ю. Шмидта и капитана В. И. Воронина на пароходе "Сибиряков" впервые была осуществлена экспедиция, в ходе которой маршрут СМП был пройден за одну навигацию. Успех экспедиции Отто Шмидта доказал возможность активного хозяйственного освоения Арктики. Для практической реализации этой возможности было создано Главное управление Северного морского пути (ГУСМП). На ГУСМП были возложены освоение и техническое оснащение трассы СМП, исследование недр полярных территорий, организация систематических научных исследований. Началось строительство метеостанций вдоль побережья, развитие радиосвязи, полярной авиации, строительство ледоколов и судов ледового класса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz