Вестник МГТУ. 2015, №3.

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 565-570 569 Газопровод "Союз", наряду с "Братством", "Прогрессом" и "Дружбой", относится к основным экспортным трубопроводам в западном направлении. Эти газопроводы в совокупности образуют систему украинского газового транзита. Мощность "Союза" составляет 26 млрд м 3 в год, маршрут: Оренбург − Уральск – Александров Гай – Долина – Ужгород. Через газоизмерительные станции "Берегово", "Теково" и "Ужгород" топливо поставляется в Румынию, Венгрию и Словакию. В городе Бар магистраль соединяется с потоками "Братство" и "Прогресс". Газопровод "Братство" – "Уренгой − Помары − Ужгород" с пропускной способностью 32 млрд м 3 газа (фактически – 28) построен в СССР в 1983 г. По территории Украины газ транспортируется в основном до компрессорной станции "Ужгород" на украинско-словацкой границе и в меньших объемах – до компрессорных станций на границе с Венгрией (ГИС "Берегово") и Румынией (ГИС "Теково"). Газопровод "Прогресс". Строительство газотранспортной магистрали закончено в 1988 году. Маршрут газопровода через Украину совпадет с потоком "Уренгой − Помары − Ужгород". Мощность составляет 26 млрд м 3 в год природного газа с Ямбургского месторождения. Протяженность − 1 160 км по территории Украины. Газопровод "Дружба". Основной маршрут: Пунги − Курск − Острогожск – газораспределительная станция "Валуйки" – Киев. В районе Киева газопровод разделяется на два потока – на Западную Украину и Молдавию. В дальнейшем была достроена магистраль Ухта – Пунга. А сам газопровод не упоминается ни на сайте компании "Нафтогаз", ни на сайте "Газпрома". Его участки достроили и переименовали. Газопровод "Сияние Севера". Маршрут: Бованенково – Ухта – Торжок – Долина – Ужгород. На территории Украины поток "Сияние Севера" разделяется на три участка. Первый – "Торжок − Долина" (мощность 28 млрд м 3 в год). В конечном пункте этого участка газ перераспределяется. Второй – "Долина − Ужгород" (мощность – 17 млрд м 3 в год). В Ужгороде газ снова перераспределяется и попадает на третий участок − "Ужгород − Берегово". По этому участку проходит 13 млрд м 3 газа в год. К остальным экспортным трубопроводам, по которым происходит украинский транзит, следует отнести "Комарно − Дроздовичи", "Хуст − Сату-Маре", "Ананьев − Тирасполь − Измаил" и "Шебелинка − Измаил" с суммарной мощностью 34 млрд м 3 в год. Последние политические события показали, что экспортный газопровод через Украину − не совсем надежная магистраль для транзита топлива европейским странам. Поэтому создаются альтернативные маршруты транспортировки природного газа в Европу. Это прежде всего наращивание производительности газопровода "Северный поток" (строительство 3 и 4 веток) и строительство газопровода "Турецкий поток" с пропускной способностью около 64 млрд м 3 (14 млрд – турецким потребителям и 50 для транспортировки в Европу через Грецию). Точкой сдачи 50 млрд м 3 газа планируется газовый хаб на территории Греции; предполагается, что формально "Газпром" не будет участвовать в дальнейшем строительстве газопровода от "точки сдачи", а продолжение газопровода будут строить европейские компании в каждой заинтересованной стране по отдельности (по примерному маршруту "Южного потока" − по территории Греции, по территориям стран Балканского полуострова, в Италии, Венгрии и Австрии) − тем самым формально будут соблюдены требования Третьего энергопакета, принятого Еврокомиссией. Заключение Мировое энергетическое агентство (МЭА), которое объединяет 28 стран, прогнозирует значительный (до 1,5 % в год) рост потребления природного газа. Причем потребность в этом виде природных ресурсов вырастет к 2035 г. примерно на 40–45 % (к уровню 2008 г.). Это свидетельствует о повышении роли природного газа в экономике ведущих стран мира. Таким образом, газовая сфера еще долго будет являться одной из ведущих в экономике России, это требует смены подходов к организации поставок природного газа на мировые рынки, в частности, формирование инфраструктуры транспортировки СПГ. Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом проекта № 15-02-00009а "Модернизация системы транспортировки арктического природного газа в условиях современной геоэкономической и политической нестабильности стран-транзитеров". Библиографический список 1. Козьменко С. Ю., Щеголькова А. А. Геополитические тенденции экономического присутствия России в Арктике // Геополитика и безопасность. 2012. № 1 (17). С. 71–79. 2. Корзун В. А. Конфликтное использование морских и прибрежных зон России в XXI веке. М. : Экономика, 2004. 558 с. 3. Козьменко С. Ю., Щеголькова А. А. Арктика: модернизация региональной газотранспортной системы в условиях евро-российского геоэкономического и политического перепутья // Вестник МГТУ. 2014. Т. 17, № 3. С. 490–496.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz