Вестник МГТУ. 2015, №3.

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 552-557 555 – стратегия производства; – социальная стратегия; – организационная стратегия; – экологическая стратегия. Этот процесс интерактивный, т. е. предполагает пересмотр или расширение решений предыдущего этапа при получении неудовлетворительного результата на последующем этапе либо при изменении исходной информации. Результатом деятельности по изложенной выше схеме разработки стратегии предприятия является документ – Стратегический план развития предприятия ТЭК , имеющий следующие основные разделы: I. Цели предприятия. II. Текущие и долгосрочные задачи. III. Базовая стратегия предприятия и основные стратегические альтернативы. IV.Функциональные стратегии. V. Наиболее значимые проекты. VI.Планирование неожиданностей (формирование резервных стратегий). В процессе подготовки стратегии предприятия ТЭК можно выделить несколько уровней разработки, так называемую пирамиду разработки стратегии. Каждый уровень характеризуется охватом интересов, исполнителями и качеством разработки. В зависимости от степени диверсифицированности деятельности предприятия ТЭК выделяют две пирамиды разработки стратегии: − для узкопрофильного предприятия; − для диверсифицированного предприятия. В диверсифицированном предприятии стратегии разрабатываются на четырех различных организационных уровнях: 1. Корпоративная стратегия – стратегия предприятия ТЭК и сфер его деятельности в целом. 2. Деловая стратегия – для каждого отдельного вида деятельности предприятия ТЭК. 3. Функциональная стратегия – для каждого функционального направления определенной сферы деятельности. Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию, стратегию маркетинга, финансов и т. д. 4. Операционная стратегия – более узкая стратегия для основных структурных единиц: производственных предприятий ТЭК, торговых региональных представительств и отделов (внутри функциональных направлений). На одноотраслевом предприятии существует только три уровня (отсутствует корпоративный курс). Это продолжается до тех пор, пока во внимание не принимаются попытки диверсифицировать свою деятельность в другие сферы. В табл. 2 рассмотрена разработка стратегии и ее уровни [2]. Таблица 2 Разработка стратегии Уровни стратегии Мероприятия, характерные для каждого уровня стратегии Корпоративная стратегия • Создание и управление хозяйственным портфелем структурных подразделений корпорации (приобретение компаний, укрепление существующих деловых позиций, прекращение деятельности, не соответствующей управленческим планам). • Достижение синергизма среди родственных структурных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество. • Установление инвестиционных приоритетов и направление корпоративных ресурсов в наиболее привлекательные сферы деятельности Деловая стратегия • Разработка мер, направленных на усилие конкурентоспособности и сохранение конкурентных преимуществ. • Формирование механизма реагирования на внешние изменения. • Объединение стратегических действий основных функциональных подразделений. • Усилия по решению специфических вопросов и проблем компании Функциональная стратегия • Действия по поддержке деловой стратегии и достижению целей подразделения. • Обзор, пересмотр и объединение предложений менеджеров на местах Операционная стратегия • Действия по решению узкоспециальных вопросов и проблем, связанных с достижением целей подразделения Стратегия является общим планом управления предприятия и распространяется на все предприятие, охватывая все направления деятельности, которыми оно занимается. Она состоит из действий, предпринимаемых для утверждения своих позиций в различных отраслях промышленности, и подходов, используемых для управления делами компании.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz