Вестник МГТУ. 2015, №3.

Федосеев С. В., Захарова А. А. Диверсификация деятельности предприятий… 554 В основе интеграции и диверсификации часто лежит принцип объединения – собственности, ресурсов, сфер деятельности. Конкретные формы хозяйственных объединений разнообразны и зависят от национальной специфики экономических и юридических институтов. Но при всем многообразии форм объединений главными в них являются два связующих элемента: отношение собственности и производственная, или контрактная кооперация. Воспользовавшись широко распространенным в западном менеджменте способом построения матриц возможных вариантов, построим матрицу основных форм объединений предприятий (рис. 3) [4; 2]. Рис. 3. Основные формы объединений Вертикальный комплекс – это хозяйственное объединение, основанное на участии головной компании в производственных связях (поставщик – потребитель) и капитале входящих в него предприятий (филиалов). Реальный характер вертикального объединения (концерна) определяется национальной спецификой. Концерны не однотипны и различаются, главным образом, степенью самостоятельности входящих в них предприятий. Другая форма объединения возникает при несвязанной диверсификации в рамках единого юридического лица – это корпорация, диверсифицированная фирма или конгломерат. Следовательно, изменение конъюнктуры рынка приводит к постоянному изменению и перераспределению ролей основных участников рынка. В борьбе за рынок и потребителей крупные корпорации идут на слияния и поглощения, заключают временные стратегические альянсы, помогающие использовать благоприятную ситуацию и/или ослабить конкуренцию. Включились в данный процесс и крупные российские предприятия, прежде всего нефтегазовые компании и коммерческие банки. Именно в этом состоят основные тенденции экономического присутствия России в Арктике [5]. Анализ опыта стратегического планирования позволяет определить основные методические особенности и методологические принципы формирования стратегии развития предприятия. Помимо общих требований, предъявляемых к такого рода исследованиям, стратегия должна реализовывать на практике повышение устойчивости и рыночной стоимости компании, получение стратегических преимуществ для эффективной конкуренции и развития, концентрацию усилий в областях вероятного успеха, балансировку рисков и стратегической альтернативы. При разработке стратегии необходимо обеспечить методологическое единство способов и моделей ее обоснования, системность и многовариантность прогнозов, учет межотраслевого и многосубъектного характера производственно-коммерческих связей, альтернативность и вероятностный характер получаемых вариантов. В соответствии с изложенными принципами формирование стратегии развития предприятия рассматривается как обоснование рациональных вариантов его производственно-коммерческой и инновационной деятельности, обеспечивающих в случае реализации устойчивое положение и конкурентные преимущества предприятия на рынке при реализации производственных, научно-технических, социальных и экологических программ. Процесс разработки стратегии развития предприятия ТЭК можно представить в виде следующих последовательных этапов: 1. Анализ окружающей среды: – внешняя среда; – внутренние возможности. 2. Определение целей предприятия. 3. Формулирование стратегии и выбор альтернатив: − определение базовой стратегии; – выбор стратегических альтернатив. 4. Формулирование функциональных стратегий: – стратегия маркетинга; – финансовая стратегия; – стратегия НИОКР; Совместная собственность Альянсы и стратегические союзы Концерны Самостоятельные предприятия Корпорации Есть Нет Есть Нет Производственная кооперация

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz