Вестник МГТУ. 2015, №3.
Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 547-551 549 и физически устаревших основных фондов, превышающая 70 %; использование оборудования с очень низкой энерго- и электроэффективностью; морально устаревшая инфраструктура производственных фондов; неэффективная производственная кооперация региональных предприятий; внедрение единичных новых технологических процессов за последние годы; отсутствие или сокращение подразделений и научных центров, занимающихся научно-техническим прогрессом; низкая рентабельность производства, высокие производственные издержки и, как следствие, недостаток собственных финансовых средств, не позволяющих проводить активную инвестиционную политику; отсутствие государственной политики поддержки отечественного производителя и т. д. Выявленные и сгруппированные проблемы позволяют целенаправленно провести оценку возможностей инновационного развития машиностроительных предприятий для обеспечения развития арктических коммуникаций при освоении запасов полезных ископаемых в Арктике. В настоящее время более 70 % оборудования машиностроительных предприятий имеет средний возраст более 40 лет, подавляющая часть основных фондов устарела не только морально, но и физически. Износ основных фондов на судоремонтных предприятиях превышает 70 %. Используемое оборудование на предприятиях, закупленное еще во времена плановой экономики с очень низкой энерго- и электроэффективностью, и инфраструктура производственных мощностей машиностроительных предприятий (электросети, водопроводы, канализация, дороги, ограждения и т. д.) также износились и устарели. Низкая рентабельность (от 3 до 10 %) машиностроительных предприятий порождает недостаток собственных финансовых средств (эту причину назвали 73 % респондентов), а это влияет на инвестиционную активность предприятий. Около 70 % опрошенных респондентов не используют другие виды финансирования. Согласно исследованию, только 35 % респондентов используют кредитные и заемные средства, а на бюджетные средства рассчитывают около 5 % предприятий. Машиностроительные предприятия региона производят наиболее простую продукцию, которая поддерживается на рынке, пока на нее будет спрос. В основном это предприятия третьего, уходящего технологического уклада. Инвестиционная привлекательность машиностроительных предприятий региона находится на очень низком уровне, поэтому если и предположить покупку инвесторами каких-то машиностроительных предприятий, то исключительно для использования впоследствии территории и коммуникаций с транспортными развязками. Но мы понимаем, что без инновационно развитых машиностроительных предприятий невозможно представить современную структуру экономики Кольского полуострова, тем более при развитии арктических коммуникаций [5; 6]. Существует мнение, что на территории Кольского полуострова нет перспективы в развитии машиностроения по причине существенных затрат, связанных с климатическими условиями территории. Вместе с тем, опыт развития стран с рыночной экономикой показывает, что не всегда к решению национальных интересов нужно подходить только с точки зрения экономической целесообразности. Выход из сложившейся ситуации видится в изменении подхода – необходимо использовать не устаревшие технологии планового периода, а новые современные технологии, позволяющие при поддержке государства обеспечить эффективное развитие. Заключение Результат анализа машиностроительных предприятий позволяет нам предположить некоторые стратегические варианты инновационного развития машиностроительных предприятий Кольского полуострова 5 : − первая подгруппа предприятий из первой группы сохранит свое присутствие на Кольском полуострове в полном объеме, стратегическое развитие будет проходить в рамках ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", где "локомотивом" станет судостроение, которое за собой будет "тянуть" судоремонтные предприятия, обеспечивающие нужды Военно-морского флота РФ; − вторая подгруппа, частные судоремонтные предприятия, могут сохранить себя и обеспечить развитие, если порт Мурманск будет привлекателен для отечественных судовладельцев. Для этого необходимо создать свободную портовую экономическую зону на части территории порта Мурманск, а именно территорий Мурманского морского рыбного порта и бывшей мурманской судоверфи. Для развития инфраструктурных береговых предприятий, и в том числе судоремонтных, обеспечивающих промышленное рыболовство, необходимо изменить существующие правила наделения квотными ресурсами судовладельцев, заложив в них "экономическую взаимосвязь рыбопромыслового судна с берегом" [7; 8]; 5 Шатохин С. М. Предпосылки и реальные пути создания инновационной основы развития тюменского машиностроения [Электронный ресурс]. URL: http://prefish.ru/predposylki-i-realnye-puti-soz-daniya-innovacionnoy- osnovy-razvitiya-tyumenskogo-mashinostroeniya.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz