Вестник МГТУ. 2015, №3.
Турчанинова Т. В. и др. Оценка возможностей машиностроительных предприятий… 548 исследования в области машиностроения около 0,5 % ВВП 3,4 . Этого катастрофически не хватает для современного отечественного машиностроения по причине технического и технологического отставания самих машиностроительных предприятий, отсутствия конструкторских и технологических заделов для освоения и выпуска новой продукции в соответствии с современными требованиями к изделиям, обеспечивающим рост производительности труда и снижение материалоемкости и энергозатрат [2]. В период плановой экономики на Кольском полуострове создавались машиностроительные предприятия для удовлетворения потребностей приоритетных отраслей народного хозяйства, которые были представлены горнодобывающей, горно-химической, металлургической, топливно-энергетической и морехозяйственной. В тот период машиностроительные предприятия Кольского полуострова представлялись индустриально развитыми, среди них выделялись судоремонтные предприятия, которые не только были способны выполнять работы для морехозяйственной деятельности, но и располагали оборудованием для выпуска машиностроительной продукции, с полным технологическим циклом, имея в своем составе следующие производства: литейное, кузнечное, инструментальное, изделий из пластмассы и резины и т. д. [3]. Переход к рыночной экономике изменил сложившуюся структуру взаимодействия машиностроительных предприятий с базовыми предприятиями приоритетной отрасли промышленности региона. В этот период многие сырьевые предприятия Кольского полуострова отдали предпочтение оборудованию машиностроения западных компаний и стали использовать их технологии. Серьезные структурные изменения происходили и на самих предприятиях приоритетных для региона отраслей, являющихся потенциальными заказчиками для машиностроительных предприятий. В настоящее время сохранившиеся в регионе машиностроительные предприятия представляют следующие подотрасли: а) горно-шахтная и горнорудная: – ОАО "Оленегорский механический завод", ОАО "Сплав"; б) строительно-дорожное и коммунальное машиностроение: – ООО ПКП "Дружба", ООО "Мурманская судоверфь – механический завод"; в) промышленность межотраслевых производств: – ООО "Дело", ООО "Кандалакшский опытный механический завод"; г) судостроение. Это судоремонтные предприятия, относящиеся к машиностроительным предприятиям с единичным и мелкосерийным производством. Данных предприятий, по сведениям Мурманского филиала Российского морского регистра судоходства, в настоящее время насчитывается более 55 единиц, и эта группа машиностроительных предприятий – самая многочисленная и значимая для развития и обеспечения развития арктических коммуникаций приморского региона, которым является Кольский полуостров [4]. Результаты исследования машиностроительных предприятий Кольского полуострова позволяют нам разделить их на две группы. К первой группе следует отнести предприятия с единичным и мелкосерийным производством, являющиеся судоремонтными предприятиями, обеспечивающими техническое обслуживание и ремонт судов, а ко второй группе – все оставшиеся предприятия, установившие существенную связь с горнодобывающими и металлургическими предприятиями региона. Причем первую группу машиностроительных предприятий можно разделить на три подгруппы: − к первой относятся судоремонтные предприятия военно-промышленного комплекса, вошедшие в состав ОАО "Объединенная судостроительная корпорация". Это "Судоремонтный завод "Нерпа" ОАО «Центр судоремонта "Звездочка"», г. Снежногорск; филиал "35 СРЗ" ОАО «Центр судоремонта "Звездочка"», г. Мурманск; филиал "Полярный СРЗ № 10" ОАО «Центр судоремонта "Звездочка"», г. Полярный; филиал "Росляковский СРЗ № 82" ОАО «Центр судоремонта "Звездочка"», п. Росляково (в настоящее время ведутся переговоры о передаче данного завода ОАО "Роснефть" для разворачивания проекта, связанного с освоением богатств Арктики); − во вторую входят частные судоремонтные предприятия. Их около 50 на судоремонтном рынке Кольского полуострова; − к третьей подгруппе мы отнесли ФГУП "Атомфлот", которое обеспечивает техническую эксплуатацию и различные категории ремонтных работ по продлению сроков эксплуатации атомных арктических ледоколов Государственной корпорации "Росатом". Изучение состояния машиностроительных предприятий Мурманской области позволило установить следующие недостатки, мешающие выпускать конкурентоспособную продукцию и предоставлять соответствующие услуги: низкое качество продукции; недостаточная загрузка и использование существующих производственных мощностей региональных машиностроительных предприятий; изношенность морально 3 Кичатов А. А. Не благодаря, а вопреки [Электронный ресурс]. URL: http://vz.ru/opinions/2013/3/11 /623890.html. 4 Татарских Б. Я., Дубровина Н. А . Экономические вопросы развития отечественного машиностроения [Электронный ресурс]. URL: http://www.bmpravo.ru/show_ stat.php?stat=799.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz