Вестник МГТУ. 2015, №3.
Татаркин А. И., Петров М. Б. Приоритеты подготовки и реализации… 534 ресурсов в хозяйственное использование находится лишь на самой начальной стадии, а различные районы побережья весьма разнообразны как по составу полезных ископаемых и по стадии их изученности, так и по складыванию комплекса предпосылок и факторов их разработки, что влияет на время начала их промышленного освоения. Сама постановка вопроса о развитии и размещении производительных сил на новых территориях обусловлена появлением определенных экономических возможностей крупномасштабного развития и является признаком его возобновления. С другой стороны, внимание к таким территориям усиливается в связи с новой геополитической реальностью, когда обостряются международные противоречия, связанные в том числе и с неравномерностью глобального расселения и распределения природных ресурсов. Развитие в сторону новых ресурсных территорий, таким образом, будет выходить на новый цикл. Но его направленность, масштабы, темпы и структура неоднозначны. Они определяются политикой и практикой мобилизации накопленных ресурсов, распределения и использования национального дохода. Стремление осуществить долгосрочные крупномасштабные инвестиции и тем самым обеспечить достаточную устойчивость, долговременность экономического роста приводит к инициированию крупнейших проектов, направленных на вовлечение новых природных ресурсов и создание инфраструктуры их освоения. Арктические пространства, примыкающие к крупнейшим индустриальным и ресурсным макрорегионам России, имеют во многом наиболее благоприятные долгосрочные предпосылки для вовлечения их в хозяйственную деятельность и для вклада в прирост национального продукта. К настоящему времени среди территорий, выходящих на Арктическое побережье, наиболее благоприятный для освоения комплекс факторов складывается в отношении Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов, в первую очередь – полуострова Ямал. Важнейшие факторы такого выбора – наличие наиболее значительных запасов природного газа, наилучшие условия подхода газотранспортной инфраструктуры и примыкание полуострова к территории с наиболее развитым газовым комплексом, относительная близость его к макрорегиону промышленной специализации, в котором сформированы энергопромышленные циклы. Так, в соответствии с распоряжением правительства России от 13 июля 2012 г. № 1259-р 1 в рамках проекта "Ямал СПГ" высокими темпами ведется строительство морского порта Сабетта, предназначенного для обеспечения перевалки углеводородного сырья Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на северо-востоке Ямала и поставок природного газа, нефти и газового конденсата морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Уже построен аэропорт Сабетта. Достройка сухопутных транспортных коммуникаций вдоль Ямала до порта Сабетта позволит в будущем иметь не просто монопорт для перевалки СПГ, но многофункциональный узел Северного морского пути, который можно будет использовать для экспорта газа Ямала, зерна юга Сибири, металла Урала, угля Кузбасса, нефтепродуктов Татарстана и Башкортостана и многого другого. Таким образом, Ямал становится входом на Северный морской путь для срединных регионов России, а в первую очередь – Урала и Западной Сибири. Экономические преимущества использования Северного морского пути в 2010-2011 гг. уже доказали крупные промышленные компании, успешно использовавшие этот арктический путь для доставки нефтегазовых грузов в страны АТР (в частности, "Новатэк" опробовала перевозку газоконденсата по Севморпути из Мурманска в Нингбо (Китай)). Особое значение для освоения побережья Арктики имеет развитие железных дорог. Наличие в Тюменской области меридиональной железной дороги Тюмень – Сургут – Уренгой – Ямбург явилось транспортной предпосылкой современного развития Ямало-Ненецкого округа в целом и побережья в частности. В последующем столь же важное значение уже для объектов полуострова получила сеть железных дорог необщего пользования Ямальской железнодорожной компании, примыкающая к ветке Северной железной дороги. В дальнейшем эти две железнодорожные системы, выходящие соответственно на Свердловскую и Северную железные дороги ОАО "РЖД", свяжет мост Салехард – Лабытнанги, от которого в восточном направлении будет сформирован Северный широтный ход. Вся эта транспортная сеть создаст доступ внутренних регионов к Северному морскому пути. Исторически первым опорным центром освоения Арктики и Северного морского пути стал Мурманск, чему во многом способствовало наличие железной дороги к его порту. На новом этапе развития сложились аналогичные предпосылки для превращения районов Уральского сектора в центр освоения Арктики. Уральский федеральный округ объединяет в себе две макрозоны хозяйствования. На севере (Западно-Сибирская часть территории) это топливно-энергетический комплекс, обеспеченный ресурсной базой мирового значения, уникальной системой трубопроводного транспорта и обеспечивающий до 50 % экспорта Российской Федерации, развитие электроэнергетики, нефтегазопереработки и нефтегазохимии. На юге (старопромышленный Урал) – базовый для страны центр обрабатывающей промышленности, прежде всего машиностроения и металлургии, ядро военно-промышленного комплекса, здесь расположены ведущие предприятия, развивающие самые современные технологии, комплекс научно-исследовательских и образовательных центров. 1 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 48. Ст. 6296.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz