Вестник МГТУ. 2015, №3.
Столбов А. Г. и др. Перспективы освоения природных ресурсов… 528 внутренних резервов. Это давление и ограничения вследствие введенных санкций должны стать дополнительным мощным стимулом для разблокирования застаревших проблем развития страны. Прежде всего, это переход национальной экономики от сырьевой к инновационной модели развития, который предполагает преодоление ресурсной направленности экспорта страны за счет диверсификации производства и развития обрабатывающей промышленности на основе высоких технологий. Целью является рост эффективности использования богатых природных ресурсов, а за счет этого – повышение качества жизни населения. Как показал Санкт-Петербургский форум, зарубежные компании заинтересованы в сотрудничестве с Россией. Примечательным событием после введения санкций является завершение бурения первой скважины в Карском море, проводившееся "Роснефтью" с американской компанией ExxonMobil, в результате которого открыто новое богатое нефтегазоносное месторождение [6]. Бурение осуществлялось с помощью платформы West Alpha, поставленной норвежской компанией North Atlantic Drilling. К проекту привлекались специалисты из других зарубежных компаний. Все это подтверждает заинтересованность мирового сообщества в освоении природных ресурсов Российской Арктики. Кроме упомянутых выше программных документов, планы и мероприятия по освоению природных ресурсов Арктики содержат: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, Стратегия развития морской деятельности РФ до 2030 года, Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года, ФЦП "Воспроизводство и использование природных ресурсов", Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития приарктических субъектов РФ и некоторые другие. Однако, несмотря на обилие программных документов, фактическое состояние освоения природных ресурсов Арктической зоны, и в первую очередь нефтегазовых, – не столь оптимистично. Основным потенциалом природных ресурсов Арктики обладает шельф. Для его освоения нужны инновационные технологии, которых в России нет. Разработка Штокмановского месторождения снова откладывается. Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль на конференции "Современная экономическая политика и ключевые точки роста российской нефтегазовой отрасли" 18 марта 2014 г. заявил, что "Россия будет технологически готова к добыче углеводородов на шельфе только через 10–12 лет" [7]. Анализ Стратегии "Инновационная Россия – 2020" 3 и Государственной программы по социально- экономическому развитию Арктической зоны показывает, что они не содержат мер по активному внедрению инновационных технологий в Арктической зоне. К примеру, ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" планирует осуществлять внедрение "прорывных технологий, обеспечивающих создание перспективных обитаемых подводных технических средств". Но объем собственных инвестиций компании составляет всего 900 млн руб. [7], хотя понятно, что для разработки и создания инновационной техники по освоению шельфа нужны инвестиции в десятки миллиардов рублей. Например, на реализацию проекта "Ямал-СПГ" компания НОВАТЭК подала заявку на 100 млрд руб. (по данным СМИ, из фонда ФНБ). Для Мурманской области в государственной программе цель инновационного развития записана общей формулировкой: "Существенно увеличивается инновационная направленность экономики и диверсификация ее структуры". Все это требует конкретизации в инвестиционных проектах и экономическом обосновании. Отсутствуют инновационные технологии и в рыбодобывающей отрасли. В рыболовстве распространен ННН-промысел 4 , широко используются разрушающие экосистему донные тралы. Подавляющая доля неквотируемых водных биоресурсов (ВБР) Баренцева моря, т. е. рыб, беспозвоночных и растений, которые можно добывать без ограничения, остается сегодня невостребованной. Надо признать, что российские специалисты только сейчас стали осознавать наличие глубоких причин отставания инновационного развития национальной экономики. На рисунке приведена линейная модель инновационного процесса с логической последовательностью отдельных стадий и упрощенной схемой прямых связей между ними. В реальной действительности возможны обратные связи между всеми стадиями, а инновационный процесс носит итеративный характер. При этом для конкретной инновации инновационный процесс имеет свои параметры и схему связей между отдельными этапами. Как объект управления инновационный процесс является очень сложной функциональной, институциональной и пространственной системой. Отдельные стадии выполняются самостоятельными организациями и предприятиями, институционально независимыми друг от друга: институты РАН, отраслевые НИИ, КБ, предприятия различных форм собственности. Более того, как отмечает О. Г. Голиченко, "в основе мотиваций ученых, профессией которых является проведение фундаментальных исследований, 3 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Инновационная Россия – 2020) [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р // Правительство России. URL: http://government.ru. 4 ННН-промысел – незаконный, несообщаемый, нерегулируемый промысел.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz