Вестник МГТУ. 2015, №3.

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 523-526 525 На фоне антироссийских санкций наша страна планомерно восстанавливает систему арктических военно-морских баз и пунктов базирования ВМФ – воссоздан аэродром "Темп" (о. Котельный, Новосибирские о-ва), ведутся работы по восстановлению еще семи арктических аэродромов: Рогачёво (Новая Земля), Нагурская (Земля Франца-Иосифа), Анадырь (Чукотский АО), Алыкель (север Красноярского края), Нарьян-Мар и Андерма (Ненецкий АО) и Тикси (Республика Саха (Якутия)). Все перечисленные объекты находятся в зоне ответственности соответствующих военных округов [5], из которых только один – Западный военный округ – ориентирован на действия в Арктике. На этом фоне выглядит целесообразным формирование на базе Северного флота Объединенного стратегического командования, в функциональную компетенцию которого входит оборона Арктики. Следует подчеркнуть, что с усилением геополитического значения Арктики и возвращением Крыма в состав России появляется возможность и необходимость вернуться к существовавшему до распада СССР разделению полномочий между Северным и Черноморским флотами. Деятельность первого направлена на оборону Арктики и Северной Атлантики, второго – Северной Атлантики и Средиземного моря. При этом следует особо подчеркнуть, что ВМФ России должен быть сильным флотом крупной континентальной державы, обеспечивающим эффективное функционирование сухопутных войск – главного вида Вооруженных сил России. Именно с этих позиций и планируется строительство арктической группировки ВМФ, а также новых арктических бригад сухопутных войск и наземных частей ПВО для обороны арктического побережья. Становится очевидным, что с развитием наступательных вооружений и военной техники в XXI в. Арктика теряет свое значение как естественная непреодолимая преграда с позиций обеспечения обороны Севера России. Поэтому для предотвращения проникновения на территорию России с севера диверсионных группировок вероятного противника, а также террористических формирований прорабатывается вопрос о создании на всем протяжении Северного морского пути соединения патрульных кораблей ледового класса [5]. Важнейшим элементом обеспечения как экономических, так и оборонных интересов в Арктике является ледокольный флот. Непосредственно общую организацию и контроль ледокольного обеспечения судоходства на трассах Северного морского пути и в замерзающие порты РФ осуществляет Управление обеспечения судоходства Федерального агентства морского и речного транспорта. Атомные ледоколы используются круглогодично, преимущественно в западной части Арктики. Дизель-электрические ледоколы, находящиеся в оперировании ФГУП "Росморпорт", используются в основном в мелководных районах Арктики, в зимний период – в Белом, Балтийском, Азовском и Каспийском морях. Ледоколы, находящиеся в оперировании ОАО "Дальневосточное морское пароходство", обеспечивают проводку судов на магаданском направлении, в порты Чукотки и в восточной части Арктики [6, с. 86 − 89]. Следует подчеркнуть, что действующие в настоящее время атомные ледоколы построены в 1980-90 гг., а дизель-электрические линейные – еще раньше, в 1970-80 гг. Срок эксплуатации атомных ледоколов составляет порядка 20 лет, а дизель-электрических – около 28. Поэтому с учетом выработки ресурса к 2020 г. двенадцать из пятнадцати действующих ледоколов подлежат выводу из эксплуатации. Долгосрочные стратегические задачи развития морской деятельности в Арктике на период до 2030 г., определенные Морской доктриной РФ, направлены на реализацию национальных интересов России в акватории Северного морского пути, ледокольного обслуживания и предоставление равного доступа заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным. Это вызывает необходимость обновления и создания нового поколения ледокольных судов, которые отвечают современным требованиям по обеспечению безопасности мореплавания в арктических морях. 26 мая 2015 г. на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге заложен универсальный атомный ледокол "Сибирь", который является первым серийным судном проекта 22220 (поколение ЛК-60). Закладка головного ледокола этого проекта, получившего название "Арктика", состоялась 5 ноября 2013 г. Его ввод в эксплуатацию намечен на декабрь 2017 г. Третий ледокол (второй серийный) этого типа ("Урал") планируется заложить в 2016 г. Эти ледоколы могут работать и в море, и на мелководье, т. е. способны заменить два типа ледоколов: "Арктика" и "Таймыр". Важно, что они строятся и для обеспечения проекта "Ямал-СПГ", который будет создавать более 50 % всех арктических грузопотоков и не менее чем на треть обеспечит загрузку "Атомфлота". Таким образом, после 2022 г. в Арктике будут работать "50 лет Победы", "Советский Союза", "Ямал" и три новых ледокола [7, с. 43]. Заключение Возрастающее значение ледокольного флота обусловлено не только необходимостью обеспечения ледокольных проводок на коммуникациях замерзающих морей Российской Арктики, но, главным образом, геополитическими факторами – противодействием проникновению в акватории континентального шельфа и зоны национальной юрисдикции России в целях эксплуатации энергетических ресурсов Арктики. Особенно это важно в ближайшей перспективе в связи с попытками возобновления "холодной войны" со стороны США и их ближайших союзников.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz