Вестник МГТУ. 2015, №3.
Селин В. С. и др. Северный морской путь: взаимодействие… 524 тенденция сокращения транзита. Максимум транзита был достигнут именно в 2012 г. – 46 судов (1 270 тыс. т), в 2013 г. – уже 33 судна (1 160 тыс. т) и в 2014 г. – 24 судна (всего 740 тыс. т). В целом противоречия в сфере освоения арктических ресурсов имеют тенденцию к росту, это касается и попыток придания Северному морскому пути статуса интернациональной транспортной магистрали и интернационализации арктических проливов. Важно то, что в сентябре 2008 г. утверждены Основы государственной политики России в Арктике, которые в качестве базовых национальных интересов в Арктике признают использование Северного морского пути как национальной единой транспортной коммуникации РФ в Арктике. О развитии арктических морских коммуникаций под влиянием изменчивых геоэкономических и политических процессов см. подробнее [2]. С другой стороны, Арктическая национальная политика США (январь 2009 г.) провозглашает основным приоритетом в Арктике свободу открытого моря: Северный морской путь, как и Северо-Западный проход, являются проливами, используемыми для международного судоходства, к этим проливам применим режим транзитного прохода. Таким образом, можно утверждать, что предстоит напряженная и продолжительная борьба за арктические ресурсы и морские коммуникации. Впереди соперничество в различных сферах развития, но главное – в области хозяйственного освоения Арктики и способности де-факто утвердить национальный суверенитет на арктические пространства и земли как силовыми, так и иными средствами. Система коммуникаций в акватории СМП является сложнейшим стратегическим геоэкономическим и политическим объектом, нормальное функционирование которого определяется совокупностью природных, природно-климатических, правовых, экономических и иных факторов, влияющих на результативность морской транспортировки грузов [3, с. 490 − 496]. Арктические морские коммуникации играют важнейшую роль в формировании населенных пунктов побережья и регионального хозяйства в целом, т. е. являются регионообразующим фактором экономической морской деятельности. Значение Северного морского пути обусловлено прежде всего обширной протяженностью арктического побережья, неразвитостью широтных магистралей, что делает СМП по существу единственной (монопольной) транспортной артерией в Арктике. СМП совместно с Транссибом представляет собой объединительную скрепу геополитического пространства России. Значение арктических коммуникаций для азиатского Севера России велико в силу практического отсутствия иных, кроме внутренних водных, наземных магистралей. Особо следует выделить транснациональное стратегическое значение морского судоходства в Арктической зоне. Это определяется геополитическими факторами и геоэкономическими предпосылками регионального развития – возможностью соединить порты Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона альтернативной линией транзитных транснациональных перевозок, но, главное, созданием надежного внутреннего маршрута поставки грузов между западными и восточными регионами России. При всей значимости арктических коммуникаций следует указать на неоднозначность прогнозов климатических вариаций в Арктике. Динамика температурных колебаний подчиняется закону цикличности, согласно которому после достижения пика потепления наступает пора снижения температуры, т. е. похолодания. Определение параметров температурного цикла является отдельной научной проблемой и требует самостоятельного фундаментального исследования. Касаясь проблем глобальной цикличности, следует особо отметить текущее развитие стадии похолодания международных отношений традиционно по линии "восток − запад" на фоне геополитического расширения России также в традиционном направлении на юго-запад и развития феномена крымского геополитического ренессанса [4]. Это подтверждается тем, что с весны 2014 г. США в международных отношениях все чаще стали использовать инструментарий холодной войны. Точки над i в характере отношений США и России в какой-то степени расставила газета The New York Times: администрация США и президент Б. Обама в отношении России выходят за пределы украинского конфликта (этот конфликт явился лишь поводом к охлаждению американо-российских отношений) и реализуют своего рода версию неохолодной войны, возрождая так называемую стратегию сдерживания. При этом целью современного варианта стратегии сдерживания является изоляция России и превращение последней в государство-изгоя. Следует отметить, что если даже это и не соответствует реалиям, а является только частным мнением, то такую антироссийскую позицию нельзя не учитывать. Американо-российские отношения также развиваются циклически. В мирное время отмечается стойкое противостояние, а в военное США – как морская держава – становится союзником России как крупной континентальной державы. Антироссийская позиция США немедленно привела к евро-российской геополитической и экономической нестабильности, взаимному введению санкций, обострению обстановки на российских западных границах, декларативному усилению присутствия НАТО в странах Восточной Европы. Обстановка накаляется, причем Европа несет значительные экономические потери.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz