Вестник МГТУ. 2015, №3.
Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 523-526 523 УДК 33:332.1 В. С. Селин, С. Ю. Козьменко, Е. О. Выдрина Северный морской путь: взаимодействие экономической и оборонной составляющих V. S. Selin, S. Yu. Koz'menko, E. O. Vydrina The !orthern Sea Route: The interaction of economic and defense components Аннотация. В статье выполнен анализ экономических и оборонных составляющих развития Северного морского пути в условиях усиливающегося геополитического противостояния России с США и странами НАТО. Доказано, что реализация "имперской" политики США обусловливает усиление как военного, так и экономического присутствия России в этом регионе. Обоснована необходимость развития атомного ледокольного флота как важнейшего звена защиты национальных экономических и оборонных интересов страны. Abstract. The paper contains the analysis of the economic and defense components of the Northern Sea Route in terms of growing geopolitical confrontation between Russia and NATO including USA. It has been proved that the implementation of the "imperial" US policy stipulates strengthening both military and economic presence of Russia in this region. The necessity of development of the nuclear icebreaker fleet as an important element of protection and defense of national economic interests has been substantiated. Ключевые слова: Арктика, национальная морская политика, экономика, силовое и экономическое противостояние, ледокольный флот, экономическое и военное присутствие России в Арктике. Key words: Arctic, national maritime policy, economy, power and economic confrontation, icebreakers, economic and military presence of Russia in the Arctic. Введение Комплексное развитие Арктической зоны РФ в стратегической перспективе до 2020 г. предусматривает в качестве важнейшего направления развитие инфраструктуры арктической транспортной системы. Эта система рассматривается как национальная транспортная магистраль страны и представляет собой совокупность Северного морского пути (СМП), внутренних водных путей, магистральных линий железнодорожных и трубопроводных транспортных коммуникаций. Предполагается обеспечить бесперебойную работу арктической транспортной системы круглый год. Диверсификация системы коммуникаций в акватории Северного морского пути Стратегией развития Арктической зоны России на период до 2020 г. предусматривается дальнейшая диверсификация системы коммуникаций, особенно в районах (включая континентальный шельф) освоения энергетических ресурсов, в целях разработки новых стратегических маршрутов поставки арктических ресурсов нефти и газа мировым потребителям. Это предполагает значительное увеличение перевозок всех видов грузов по СМП, модернизацию средств доставки грузов, строительство новых судов обеспечения, в том числе ледоколов, вспомогательного флота и аварийно-спасательных судов, а также развитие береговых объектов. Следует особо подчеркнуть деградацию экономической деятельности в акватории СМП в 90-е гг. XX века: в целом по СМП в этот период (с 1987 по 1999 гг.) грузооборот снизился в 4 раза (с 6,5 до 1,6 млн т), а в Восточной Арктике – в 40 раз (до 30 тыс. т). Рост грузопотоков последних лет свидетельствует об изменчивости экономической конъюнктуры хозяйственной деятельности в акватории СМП – темп роста грузопотоков не соответствует геополитическим задачам и геоэкономическим возможностям развития Арктики. Значительный рост грузопотоков отмечается только в Баренцевом море за счет освоения Варандейского нефтегазоносного месторождения, с которого в 2010 г. было отгружено 7,5 млн т сырой нефти. Резкое снижение (до 3,9 млн т) произошло в 2011 г. за счет уменьшения добычи на Южно- Хилчуюсском месторождении. Однако этот сектор не вошел в акваторию Северного морского пути, хотя остается базовым элементом всех перевозок. До 2010 г. объем грузов, перевозимых по СМП, колебался на уровне, не превышающем 2 млн т, при этом более 80 % этих грузов приходилось на Западную Арктику – транспортировка газового конденсата из Обско-Тазовской губы и доставка грузов для обеспечения хозяйственной деятельности ОАО "Норильский никель" [1, с. 350 − 353]. К 2012 г. объем перевозок увеличился практически до 4 млн т, в том числе транзит − с 0,8 до 1,3 млн т. Не имея возможности в рамках данной статьи анализировать подробно динамику перевозок, однако следует отметить, что в 2013 − 2014 гг. общий объем перевозимых грузов сохранялся, но наблюдалась
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz