Вестник МГТУ. 2015, №3.
Богоявленский В. И., Богоявленский И. В. Освоение месторождений нефти и газа… 380 Состояние геофизического и бурового флотов России Распад СССР привел к снижению активности ГРР на суше и море. В первые годы постсоветского времени объемы сейсмических исследований МОГТ (метод общей глубинной точки) на акваториях России резко снизились. Основную активность в Баренцевом и Печорском морях проявляло ОАО "Газпром", которое в трудные годы помогло сохранить геофизический флот ведущей советской и российской морской сейсморазведочной компании ОАО "Севморнефтегеофизика" (СМНГ, г. Мурманск). Также сохранились суда ОАО "Дальморнефтегеофизика" (ДМНГ, г. Южно-Сахалинск) и ОАО "Мурманская арктическая геологоразведочная экспедиция" (МАГЭ, г. Мурманск). Почти все российские суда имеют "почтенный" возраст (свыше 25 лет) и требуют поэтапной замены, однако они находятся в хорошем состоянии, неоднократно проходили модернизацию и оснащены современным геофизическим оборудованием зарубежного производства, что позволяет выигрывать контракты практически во всех НГБ мира. Российский геофизический флот насчитывает 12 судов для проведения сейсморазведки (около 8 % от общемирового количества судов), три из которых позволяют выполнять трехмерные работы (3D) с числом сейсмокос от 4 (два судна) до 8 ("Вячеслав Тихонов"/Polarcus, ОАО "Совкомфлот"). По данным СМНГ, одно судно при работах в Арктике способно выполнять сейсмические исследования МОГТ 2D на 3–3.5 тыс. км профилей в месяц. При наличии 9 судов теоретически можно отработать на современном технологическом уровне за один летний сезон (в среднем три месяца) около 80–95 тыс. км профилей. Поэтому при проведении больших объемов региональных сейсморазведочных работ МОГТ 2D в России нет никаких проблем. Для увеличения региональной изученности российского шельфа необходимы только воля и финансы. Один из хорошо известных путей увеличения объемов геофизических исследований заключается в мультиклиентном подходе, широко практикуемом за рубежом и не требующем никаких затрат со стороны государства, которое даже может получать доход от таких работ в виде налоговых и других платежей [1], [2]. Три российских судна для трехмерной сейсморазведки существенно уступают в производительности современным зарубежным судам, способным работать с 12–22 сейсмокосами и обладающим в несколько раз большей производительностью, что особенно важно в арктических условиях с коротким рабочим сезоном (2–5 месяцев). До 2015 г. нехватка мощных отечественных судов для трехмерной сейсморазведки на российских акваториях Арктики и других морей компенсировалась арендой зарубежных. Однако в условиях санкций такие возможности резко сократились. Вместе с тем в связи с продолжающимся мировым кризисом и падением цен на нефть практически во всем мире наблюдается снижение активности проведения новых ГРР, особенно в акваториях Арктики. В частности, в конце 2014 г. норвежская компания Statoil заявила о резком снижении своей активности в ближайшие годы в Баренцевом море. В 2013–2014 гг. на шельфе Аляски снизили активность Shell, ConocoPhillips (в основном из-за серьезных проблем Shell при проведении ГРР в 2012 г.). Из-за неудач при осуществлении ГРР компанией Cairn Energy на западном шельфе Гренландии (море Баффина) также наблюдается затишье. Однако в декабре 2013 г. в северо-восточной части арктического шельфа Гренландии были выданы лицензии на 4 блока трем альянсам, в которые вошли мировые лидеры нефтегазовой индустрии ENI, BP, Shell, Statoil, Chevron. Но это было до падения цен на нефть. Из-за снижения объемов морских ГРР стоимость акций ведущих зарубежных геофизических компаний снизилась в несколько раз. Таким образом, в последние два десятилетия основная проблема развития нефтедобывающей отрасли России заключается не в отсутствии технических средств проведения региональных и детальных нефтегазопоисковых сейсморазведочных работ МОГТ 2D, а в недостатке работы для имеющегося флота. Геофизические суда СМНГ и ДМНГ, принадлежащие государству, вынуждены искать и выполнять большие объемы работ за рубежом, развивая нефтегазовые отрасли конкурентов, что наглядно видно на примере распределения выполненных объемов сейсморазведки МОГТ 2D СМНГ (рис. 3) [4]. В период 1991–2013 гг. средний объем работ СМНГ в России составил всего 10.1 тыс. км (20.9 % от общего объема), а за рубежом – 38.2 тыс. км (79.1 %). Буровой флот, созданный во времена СССР, почти полностью утерян (распродан). По инициативе ОАО "Газпром" создан корпоративный флот ООО "Газфлот", успешно поработавший и открывший ряд месторождений в акваториях Карского моря, в основном в Обской и Тазовской губах. Здесь были открыты Каменномысское-море, Северо-Каменномысское, Чугорьяхинское и Обское месторождения, а также доказано морское продолжение Семаковского, Тота-Яхинского, Антипаютинского и Харасавэйского месторождений, открытых ранее на суше. Общий прирост запасов УВ составил около 2 млрд т нефтяного эквивалента. Всего в 2000–2011 гг. на российском шельфе Арктики пробурено 34 скважины (рис. 4) [2], [4]. В последние годы на российском шельфе Арктики произошло снижение буровой активности: в 2011 г. пробурена всего одна скважина на морском продолжении месторождения Харасавэйское в Карском море, а в 2012 и 2013 гг. впервые за треть века геологоразведочных работ – ни одной. С учетом лицензионных обязательств ОАО "Газпром" и ОАО «НК "Роснефть"» можно отметить, что начиная с 2014 г. ситуация с бурением на арктическом шельфе России должна исправиться, если не повлияют санкции. В 2014 г. было пробурено две скважины: ОАО "Газпром нефть шельф" в Баренцевом море на Долгинском месторождении и ОАО «НК "Роснефть"» на Университетской структуре в Карском море.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz