Вестник МГТУ. 2015, №3.
Савельева С. Б., Гринь Ю. А. Модернизация арктической системы… 520 Снабжение Норильского промышленного района необходимыми производственными ресурсами, в том числе топливом, а также отгрузка в Европу газа с Пеляткинского газового месторождения осуществляется танкером "Енисей" (годичный объем перевозок составляет 134 тыс. т). Танкер совершает в среднем 18 рейсов в год, в том числе по маршрутам Мурманск – Архангельск – Дудинка, Дудинка – Наантали (Финляндия), между портами Европы. В 2014 г. ОАО "ГМК Норильский никель" завершило строительство перегрузочного терминала в порту Мурманск, способного переваливать грузы в объеме до 1,5 млн т. В результате реализации проекта были реконструированы морские причалы, проложены соответствующие коммуникации, организован пункт пограничного контроля, приобретены и введены в эксплуатацию портальные краны, забетонированы площади причала. Стоимость строительных работ составила 2,4 млрд руб. Терминал расположен на территории ОАО "Мурманское морское пароходство" в порту Мурманск, занимает земельный участок площадью 10 га, состоит из двух площадок, в том числе двух причалов, соединенных железной дорогой, что позволяет обеспечить направление грузов со станции на причал с последующей погрузкой. Аналогичный проект был завершен ОАО "ГМК "Норильский никель" чуть ранее в порту Дудинка: были реконструированы морские причалы (31 морской причал), закуплено новое портальное оборудование. Еще одним звеном в обеспечении транспортной доступности локального рынка никеля Западной Арктики является Архангельский торговый порт, который вследствие близкого расположения к Центральному, Уральскому регионам используется для снабжения локального рынка никеля сырьем и ресурсами, а также для вывоза продукции никелевой промышленности для реализации на внутреннем рынке. Под нужды никелевой промышленности в Архангельском торговом порту задействованы 7 причалов, 15 кранов грузоподъемностью 40 т, специализированный контейнерный терминал, нефтеперевалочный терминал (для совершения поставок нефтепродуктов в Норильский промышленный район и вывоза газового конденсата из Пеляткинского месторождения). Аналогичная ситуация сложилась в Енисейском речном пароходстве, в составе грузооборота которого 30 % занимают грузы ОАО "ГМК "Норильский никель", здесь ОАО "ГМК "Норильский никель" занимается строительством барж грузоподъемностью до 3 000 т: пять барж построено, одна баржа готовится к эксплуатации. Следует также сказать, что региональные товарные рынки функционируют, в том числе за счет железнодорожной транспортной инфраструктуры, особенно это касается Кольского полуострова, где ОАО "Кольская ГМК" принадлежат железнодорожные пути, магистральные электровозы, более 100 единиц железнодорожных платформ и соответствующая техника, оборудование; кроме того, у ОАО "ГМК "Норильский никель" имеется собственный авиапарк в составе 15 вертолетов и 25 самолетов (авиакомпании "Таймыр" и "Норд Авиа"). Анализ транспортной доступности локального рынка природных ресурсов Западной Арктики показал, что потенциал указанного рынка напрямую зависит от потенциала развития СМП – основной морской коммуникации при транспортировке как минеральных, так и энергетических ресурсов [13, с. 490 − 496]. При этом названная зависимость является обоюдосторонней, поскольку состояние СМП как транспортной артерии также напрямую связано с состоянием и развитием никелевой промышленности в Арктике. Анализ текущих направлений развития локального рынка никеля в Западной Арктике показал, что одним из направлений указанного развития является обеспечение транспортной независимости основных продуцентов локального рынка никеля. Заключение Увеличение интенсивности процессов потребления никеля стимулирует рост его производства и, соответственно, процессы добычи медно-никелевых руд, вместе с тем, принимая во внимание ограниченность их запасов, следует признать, что перспективы развития арктической никелевой промышленности связаны с производством более наукоемкой дорогостоящей продукции, рыночная стоимость которой значительно выше себестоимости производства. Устойчивое и эффективное освоение регионального пространства Западной Арктики в современных условиях поставлено в зависимость, в том числе от функционирования арктического рынка никеля, обусловленного наличием развитого минерально-сырьевого комплекса, системы арктических коммуникаций (наличие месторождений никеля, объектов производственной и транспортной инфраструктуры). Арктический локальный рынок никеля, функционирующий в Западной Арктике, определяет облик нашей страны в мировом разделении производства и на мировом товарном рынке никеля. Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом проекта № 15-02-00009а "Модернизация системы транспортировки арктического природного газа в условиях современной геоэкономической и политической нестабильности стран-транзитеров".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz