Вестник МГТУ. 2015, №3.

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 517-522 519 Булунского улуса (района), Нижнеколымского района, Усть-Янского улуса (района) (Республика Саха (Якутия)), городского округа города Норильска, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Туруханского района (Красноярский край), муниципальных образований "город Архангельск", "Мезенский муниципальный район", "Новая Земля", "город Новодвинск", "Онежский муниципальный район", "Приморский муниципальный район", "Северодвинск" (Архангельская область), земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в Постановлении Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926 "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенные в Северном Ледовитом океане" и других актах СССР. Науке известны несколько методов определения границ регионального пространства: астрономический метод, климатический метод, физико-географический метод, природно-хозяйственный метод. Природно-хозяйственный метод подразумевает выделение территорий по признаку присутствия объектов промышленно-хозяйственной деятельности, в том числе объектов транспортной инфраструктуры. Наличие названных признаков определяет регион как "точку роста", место концентрации экономического, социального, инвестиционного потенциала. Используя на практике природно-хозяйственный подход в пределах Арктической зоны можно выделить регион Западной Арктики в соответствии с присущей только указанному региону специализацией – никелевой промышленностью: в указанном регионе сосредоточена абсолютная часть запасов медно-никелевых руд России (запасы медно-никелевых руд на Кольском полуострове составляют 582 млн т; на Таймырском полуострове − 1 380 млн т); расположены промышленные объекты крупнейшего производителя товарного никеля в мире – ОАО "ГМК "Норильский никель": ОАО "Кольская ГМК" (комбинаты "Печенганикель", "Североникель") и Заполярный филиал ОАО "ГМК "Норильский никель". Потребностям никелевой промышленности подчинено движение грузопотока по основной морской транспортной артерии Западной Арктики – Северному морскому пути; в течение года субъектами никелевой промышленности по СМП транспортируется около 1 млн т грузов. Модернизация арктической системы транспортировки минеральных ресурсов как следствие стабильного и эффективного функционирования локальных рынков никеля в Западной Арктике Функционирование локальных рынков никеля в Западной Арктике (на Кольском полуострове, в Норильском промышленном районе), обусловленное в том числе концентрацией в данном регионе ведущих мировых производителей товарного никеля (ОАО "ГМК "Норильский никель", ОАО "Кольская ГМК"), способствует развитию системы транспортных коммуникаций в регионе, расширяющих потенциал локального рынка, освоению регионального пространства. Регион Западной Арктики характеризуется достаточно высоким транспортным потенциалом вследствие наличия развитой сети меридиональных сибирских рек, Северного морского пути (СМП). Названная естественная транспортная сеть способна обеспечить доступ производителей к рынкам сбыта, а также доступ поставщиков к потребителям. Так, например, из порта Дудинка в порт Мурманск по Северному морскому пути ОАО "ГМК "Норильский никель" круглогодично осуществляет морские контейнерные перевозки медно-никелевого файнштейна из Норильского промышленного района на комбинат Североникель (ОАО "Кольская ГМК") для переработки в качестве давальческого сырья, объем грузоперевозок ежегодно достигает уровня 700 тыс. т. Иное направление транспортировки – экспортное: по отгрузке готовой никелевой продукции ОАО "Кольская ГМК", ОАО "ГМК "Норильский никель" в порты Европы и Азии: − из Мурманска (Дудинки) в Роттердам и Гамбург (европейское направление); − из Мурманска (Дудинки) в Пусан и Шанхай (азиатское направление). В целом общий объем грузооборота по водным транспортным путям, подчиненный потребностям регионального товарного рынка никеля, составляет 3 млн т в год: 2 млн т – по реке Енисей, 1 млн т – морем по СМП. Для обеспечения грузопотока никелевой промышленности по указанным направлениям осуществляют регулярные рейсы пять контейнеровозов: "Норильский никель", "Заполярный", "Талнах", "Надежда", "Мончегорск", а также танкер усиленного ледового класса "Енисей", в зимний период названные суда способны преодолевать льды толщиной до полутора метров, не прибегая к услугам ледокольной проводки; в случае необходимости ледокольную проводку осуществляет ледокол "Дудинка". Все контейнеровозы проходят регулярную модернизацию, сопровождаемую увеличением общей контейнеровместимости судов и установкой бортовых кранов грузоподъемностью до 40 т, подключением рефрижираторных контейнеров для повышения интенсивности погрузо-разгрузочных работ. Все контейнеровозы оборудованы специальными контейнерами марки ИСО 1Сх, предназначенными для перевозки продукции из никеля; специфика данных контейнеров обусловлена тем, что технические решения, в соответствии с которыми они построены, позволяют обеспечить наиболее полное использование объемов судов, максимизировать степень загрузки последних.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz