Вестник МГТУ. 2015, №3.
Савельева С. Б., Гринь Ю. А. Модернизация арктической системы… 518 Третий подход [7] заключается в восприятии понятия "регион" через призму определяющей роли органов местного самоуправления; главенствующее значение в определении региона играет политико- административный аппарат, который имеет возможность оказывать влияние на хозяйственную деятельность различных субъектов, распределение материальных и нематериальных ресурсов в регионе. Четвертый подход предполагает определение региона посредством существования на его территории воспроизводственного процесса, который является основой социально-экономического развития региона (одно или несколько крупных предприятий, хозяйственная деятельность которых определяет благополучие территории присутствия) [8]. Пятый подход к обозначению понятия "регион" встречается в работах А. Г. Гранберга, указывающего на регион как на социум, определяющим для которого являются различные стороны социальной жизни [2]. Шестой подход к определению понятия "регион" предполагает рассмотрение указанного понятия с точки зрения существования на его территории локальных рынков товаров, работ, услуг, характеризующихся одной или несколькими специализациями. О региональной специализации, т. е. о тех или иных преимуществах отдельного региона, встречается упоминание еще в работах А. Смита, Д. Риккардо, Э. Хекшера, Б. Олина. Названные ученые постулировали утверждение о том, что каждый регион должен развивать те естественные преимущества, которыми он фактически наделен (сельскохозяйственные регионы должны быть заинтересованы в производстве и сбыте сельскохозяйственной продукции; регионы с капиталоемким производством должны быть заинтересованы в развитии, например, тяжелого машиностроения, металлургии и т. п.). Выделение региона Западной Арктики в соответствии с природно-хозяйственным подходом Специализации региона (иначе − локалитет) являются мерой освоения регионального пространства. Среди факторов, влияющих на процессы регионального развития, могут быть названы доступность рынков сбыта для покупателей, обусловленная наличием развитой системы транспортных коммуникаций, минерально- сырьевая база региона, социальная инфраструктура, инвестиционная привлекательность региона, качество и количество трудовых ресурсов и т. п. [9, с. 115 − 122] . Среди вышеперечисленных факторов регионального развития следует особо отметить первые два фактора – доступность рынков сбыта для покупателей, минерально-сырьевая база региона; для России они являются приоритетными: регионы со значительным промышленным потенциалом представляют собой локомотив отечественной экономики [10, с. 17 − 29] . Вследствие незначительности влияния остальных факторов на процессы регионального развития в отечественной науке достаточно большое внимание уделяется созданию планов долгосрочного развития территорий на базе локалитетов, составляющих специфику регионального развития [11] . Работы по созданию названных планов можно расценивать как один из видов форсайт-проектирования, под которым понимается разработка нескольких сценариев будущего развития и выбор оптимального сценария по принципам экономической эффективности, усиления инновационных характеристик, развития международной, межрегиональной торговли, повышения качества социальной среды. Результатом форсайт-проектирования является Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г., утвержденная в 2013 г. (далее – Стратегия), согласно которой будущее Арктического региона связано с развитием минерально-сырьевого комплекса, транспортных узлов, артерий, систем связи региона. Арктика обладает значительным потенциалом для развития, заключающимся в богатстве недр и вод, в наличии транспортных магистралей, объектов промышленной инфраструктуры, объектов военного и стратегического назначения; сдерживающими факторами развития являются суровые климатические условия, невысокая плотность населения. Несмотря на это Арктический регион производит 1/3 ВВП России. Современная экономическая политика России направлена на нивелирование указанных выше негативных факторов. В условиях глобальной войны за ресурсы экономическое освоение Арктики для целей повышения геополитического веса [12, с. 36] нашей страны на международной политической арене становится одной из важнейших задач. Арктические границы юридически оформлены следующими нормативно-правовыми актами: Нотой Министерства иностранных дел Российской Империи от 20.09.1916, Декретом СНК РСФСР от 24.05.1921 "Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане", Постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15.04.1926 "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане". В состав Арктической зоны входят согласно Указу Президента РФ "О сухопутных территориях Арктической зоны РФ" от 02.05.2014 территории Мурманской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципального образования городского округа "Воркута" (Республика Коми), Аллаиховского улуса (района), Анабарского национального (Долгано-Эвенкийского) улуса (района),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz