Вестник МГТУ. 2015, №3.
Русанов И. П., Кригер Е. И. О ходе реализации транспортной стратегии… 514 С 2011 г. начато строительство объектов береговой инфраструктуры на полуострове Ямал в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2010 г. № 1713р. В районе поселка Саббета полным ходом идет строительство морского порта с необходимой инфраструктурой и судоходным проходным каналом. Следует признать, что большинство арктических морских портов являются сегодня самым слабым звеном не только СМП, но и всей транспортной системы России. Длительное время из-за отсутствия средств в портах не проводилась модернизация технического оборудования, не осуществлялись дноуглубительные работы на подходах к ним и на устьевых участках рек. К сожалению, и сейчас должного внимания этому вопросу уделяется недостаточно. Анализ деятельности по реализации Транспортной стратегии в Арктической зоне Российской Федерации выявил следующие проблемы: − несмотря на значительные успехи, транспортная система России в ее нынешнем состоянии не позволяет в полном объеме удовлетворить спрос растущих сегментов национальной экономики, обеспечить конкурентоспособные позиции на мировом рынке транспортных услуг, а также поддерживать должный уровень мобильности населения (транспортная подвижность преобладающей части населения остается на низком уровне – около 7 тыс. км на 1 человека в год); − остаются высокими риски гибели населения в дорожно-транспортных происшествиях; − продолжает увеличиваться негативное воздействие транспорта на окружающую среду; − транспортная система в целом не обладает резервами "долговременной устойчивости" (количество участков как железных, так и автомобильных дорог с ограниченными пропускными способностями продолжает расти); − в режиме перегрузки эксплуатируется более четверти общей протяженности федеральной автодорожной сети, в том числе практически все участки дорог, примыкающие к крупнейшим городам России; − на низком уровне остается развитие местных и региональных авиаперевозок; − возрастает дисбаланс между темпами развития российских портов и смежной транспортной инфраструктуры. Требуют решения и другие проблемы развития транспортной системы России. Как отметил Е. Примаков на заседании "Меркурий-клуба", поставленная президентом задача правительству по социально-экономическому развитию Арктической зоны России предусматривает полноценное финансирование программы только с 2017 г., отнюдь не означает пассивности в социально-экономическом развитии этого региона в предстоящие два года, особенно на организационно-административном уровне. Что нужно сделать для этого в первую очередь? Есть отдельные отраслевые проекты: по ледоколам, по Северному морскому пути, есть определенные решения по линии Минобороны о восстановлении аэродромов, навигационных центров, о развертывании группировки. Есть ряд других решений, но нет решений о комплексном развитии территорий. Необходимо сейчас вместе с регионами и научным сообществом выработать подходы и критерии того, что означает комплексное развитие, применимое именно к арктическим территориям. При этом надо учесть проблемы коренных народов, крайнюю чувствительность природы этого региона, а также задачи, связанные с освоением природных ресурсов. Нужно выделить в рамках вопросов комплексного развития территорий некоторые ключевые зоны, где эти проекты должны реализовываться. Кроме того, на Чукотке одна ситуация, в Мурманской области – абсолютно иная. Другие области мы хуже представляем, но они все крайне разные. Мы часто говорим, что нам нужна "дорожная карта" или план ключевых мероприятий, которые прописаны применительно к тем областям или отдельным частям этих областей, улусам, что мы должны делать в эти три года и позднее [5]. Несмотря на наличие большого количества программных документов и инициатив федерального и регионального уровней по транспортному освоению регионов Севера и Арктики, по-прежнему наблюдается асимметрия пространственного развития страны в контексте данного вопроса. Необходимо отметить важность заседания Совета безопасности по вопросу реализации государственной политики в Арктике 22 апреля 2014 г. в Кремле под руководством Президента РФ В. В. Путина. В своем выступлении В. В. Путин определил приоритетные направления деятельности государства по реализации своей политики в Арктике. 1. Повысить качество государственного управления, выработки решений – для этого создать единый центр ответственности за реализацию арктической политики . 2. Самым тщательным образом продумать реализацию мероприятий госпрограммы "Социально- экономическое развитие Арктической зоны России на период до 2020 года", обеспечить ее необходимое ресурсное наполнение, достаточное для решения стоящих в этой сфере задач.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz