Вестник МГТУ. 2015, №3.

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 512-516 513 "Север – Юг", предназначенного для транспортного сообщения между государствами Персидского залива, Индией, Пакистаном через Каспий со странами Восточной и Центральной Европы и Скандинавии. Кроме того, возрастает целесообразность установления скоростных маршрутов для кроссполярных сообщений, в том числе авиационных, поскольку именно такие проекты обеспечивают связь между Восточным и Западным полушариями Земли по кратчайшим маршрутам, а также строительства трансконтинентальной полимагистрали с тоннелем через Берингов пролив. Слаборазвитая или местами полностью отсутствующая транспортно-логистическая инфраструктура приводит к несоответствию значимости освоения природно-ресурсного потенциала АЗРФ и шельфа арктических морей требованиям обеспечения национальной безопасности, снижению конкурентоспособности России, имеющей уникальные географические преимущества [2]. Последние связаны с возможностями эффективного использования высокоширотного Северного транспортного коридора – российской национальной трансарктической морской полимагистрали, органично включающей в себя Северный морской путь с тяготеющими к нему меридиональными речными и железнодорожными коммуникациями. Его крайние опорные точки (Мурманск и Петропавловск-Камчатский) должны обеспечить перевалку грузов на суда ледового класса, обслуживание ледокольного флота, поддержку транзита фидерными маршрутами [3]. Необходимо иметь ввиду, что развитие СМП, в том числе обеспечение безопасного плавания по его трассам, предполагает модернизацию таких арктических портов, как Хатанга, Тикси, Певек, Дудинка, Диксон, и создание новых портовых (транспортно-логистических) комплексов, рейдовых отгрузочных терминалов (уже упомянутая Индига), морского порта в районе поселка Саббета, а также поселков Харасавей, Печенга, Варандей [4]. Задача комплексного развития инфраструктуры арктических регионов России подразумевает необходимость расширения существующих портовых мощностей. При этом следует учитывать то, что нынешнее состояние транспортной инфраструктуры западной части арктических регионов России существенно отличается от восточной ее части. Морские порты занимают важное место в транспортной инфраструктуре России. Через них обеспечивается перевалка большей части экспортных, импортных и транзитных грузов, а также завоз топлива и снабжения в районы Крайнего Севера. Грузооборот морских портов России за 2014 г. (с учетом морских портов Крыма) увеличился на 5,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 623,4 млн т. Только в 2014 г. операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 35 млн т грузов, что на 24,2 % меньше, чем за январь–декабрь 2013 г. При этом объем перевалки сухогрузов увеличился до 25,2 млн т (+2,6 %), а наливных − сократился до 9,8 млн т (в 2,2 раза). Грузооборот порта Мурманск уменьшился до 21,9 млн т (–30,4 %), в том числе ОАО "Мурманский МТП" до 16,1 млн т (–6,2 %), Архангельск – до 4,2 млн т (–5,4 %). В то же время порт Варандей увеличил грузооборот до 5,9 млн т (+9,2 %) 2 . В ноябре 2010 г. комиссией Совета Федерации по национальной морской политике было проведено выездное совещание в г. Нарьян-Маре на тему "Актуальные вопросы государственного регулирования на Северном морском пути и его влияние на развитие регионов (на примере Ненецкого автономного округа)". В совещании приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти и бизнес- сообщества арктических регионов. Обсуждались вопросы развития СМП и арктических портов. В частности, одним из приоритетных направлений стратегии комплексного развития Ненецкого автономного округа предполагается строительство на побережье Баренцева моря крупного круглогодичного морского порта Индига мощностью порядка 30 млн т в год. Глубины в этом районе позволяют принимать танкеры дедвейтом до 200 тыс. т. Проект предусматривает также строительство в районе мыса Святой Нос терминала и 610 км железной дороги Сосногорск − Индига. Эта магистраль даст возможность осуществлять масштабный экспорт продуктов переработки сырья, вовлечь в разработку новые, пока еще не освоенные месторождения. Но на сегодняшний день все еще только рассматриваются возможности его строительства в случае либерализации рынка экспорта СПГ. В октябре 2013 г. строительство морского порта в поселке Индига вошло в реестр инвестпроектов Ненецкого автономного округа, утвержденного распоряжениями управления экономического развития региона. Также в реестр вошло строительство железной дороги Сосногорск − Индига. Объем финансирования проекта из бюджетов разных уровней определен на уровне 102 млн руб. В реестр включено и строительство автомобильной дороги Нарьян-Мар – Усинск, которая обеспечит НАО круглогодичную связь с автодорожной и железнодорожной сетью России. За последние годы в районе поселка Варандей (Ненецкий автономный округ) ОАО "ЛУКОЙЛ" создало уникальную для Российской Арктики инфраструктуру отгрузки и транспортировки углеводородного сырья, там построен морской порт с таможенным постом. 2 Грузооборот морских портов России за 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.morport.com/ rus/news/document1559.shtml.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz