Вестник МГТУ. 2015, №3.

Русанов И. П., Кригер Е. И. О ходе реализации транспортной стратегии… 512 УДК 656 И. П. Русанов, Е. И. Кригер О ходе реализации транспортной стратегии России в Арктической зоне РФ и возникающих проблемах I. P. Rusanov, Е. I. Kriger On realization of the transportation strategy of Russia in the Arctic zone and the occurring problems Аннотация. Рассмотрены некоторые вопросы реализации в Арктической зоне Российской Федерации Транспортной стратегии России. Показаны основные проблемы, возникающие при этом. Abstract. Some issues about Russian Transportation strategy in the Arctic zone have been considered. The basic problems occurring in this sphere have been analyzed. Ключевые слова: Транспортная стратегия, Арктика, Арктическая зона РФ, транспорт, порт, Северный морской путь, инфраструктура, континентальный шельф, экологическая безопасность, социально-экономическое развитие, регион, государственное управление, Чукотка, Мурманская область, Сабетта. Key words: Transportation strategy, the Arctic, RF Arctic Zone, transport, port, Northern Sea Route, infrastructure, continental shelf, ecological security, social-economic development, region, state regulation, Chukotka, Murmansk region, Sabetta. Реализация основных задач, изложенных в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. 1 , предусматривает: − предупреждение угрозы деградации элементов базовой транспортной инфраструктуры России; − удовлетворение спроса на грузовые перевозки, предъявляемого основными грузообразующими отраслями экономики; − выполнение требований, диктуемых членством России в ВТО и развитием Единого экономического пространства; − обеспечение роста мобильности населения, исходя из транспортной связности национальной территории. По истечении семи лет с момента принятия Транспортной стратегии проведем анализа того, что уже сделано по ее реализации в Арктической зоне Российской Федерации (АЗ РФ). Основным сдерживающим фактором устойчивого социально-экономического роста северных регионов продолжает выступать именно неразвитость транспортной системы, ее морской и континентальной составляющих, что препятствует освоению природно-ресурсной базы, причем не только АЗРФ, но и Урала, Сибири, Пермского края и других территорий, специализирующихся на добыче минеральных и энергетических ресурсов, а также отодвигает на неопределенный срок планируемые в этой связи проекты [1]. Именно поэтому перечисленные выше стратегические и программные решения нацелены на создание опорного транспортного каркаса в Арктической зоне Российской Федерации, включающего новые транспортные коридоры в меридиональном и широтном направлениях, которые увязаны с реализацией проектов "Урал Промышленный – Урал Полярный" и БелКомУр. В результате строительства железной дороги "Полуночная – Обская", достройки линии "Обская – Бованенково" с последующим выходом на порт Харасавей, создания железнодорожного сообщения "Надым – Салехард" и далее до Лабытнанги, а также линии "Коротчаево – Игарка" с перспективой выхода на Дудинку и Норильск, рудные ресурсы Полярного Урала и зона нефтегазодобычи Ямала будут связаны с освоенными районами Промышленного Урала. Проект БелКомУр предусматривает строительство недостающих участков ("Карпогоры – Вендинга") железной дороги по трассе "Архангельск – Пермь" для связи Архангельского морского порта с Сыктывкаром, Кудымкаром и Пермью (Соликамском), что обеспечит выход продукции этих регионов на внешние рынки. В этой связи чрезвычайно актуализируется реализация таких проектов и мегапроектов как строительство технологических линий "Сосногорск – Индига" (БаренцКомУр), "Воркута – Усть-Кара", а также коридора 1 Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р. URL: http://government.ru/media/ files/41d4e8c21a5c70008ae9.pdf.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz