Вестник МГТУ. 2015, №3.
Пушкарева Л. В., Котов А. И. Арктическая инновационная система… 498 Вместе с тем процесс формирования РИС в значительной мере зависит от степени интегрированности национальной экономики в мировое сообщество, ее инвестиционной привлекательности, взаимного обмена новыми технологиями. В 2014 г. наша страна столкнулась с системой санкций, введенных мировыми державами в связи с политикой, проводимой Россией на Украине. Это касается возвращения в состав России Крыма и особенно поддержки самопровозглашенных республик юго-восточных районов Украины. Отказ этих государств поставлять новейшие технологии, за счет которых в основном развивались научно- технические объединения и корпорации, добывающие производства, а также предприятия военно-промышленного комплекса, существенным образом затормозил, если не отбросил на длительную перспективу развитие РИС. К числу санкций, влияющих на темпы развития инновационной экономики, следует отнести ограничение экспорта в Россию передовых технологий в области добычи нефти; введение эмбарго на торговлю оружием с Россией; запрет на поставки в Россию товаров двойного назначения, которые применяются в гражданских и военных секторах экономики. В нефтяной сфере санкции США и ЕС ввели ограничения на экспорт в Россию оборудования и технологий для нефтяной промышленности, которые распространяются на сектор добычи нефти и технологии для разработки шельфовых месторождений. В военно-промышленной сфере Евросоюз ввел временный запрет на заключение новых оборонных контрактов с Россией, а также поставки в Россию электроники и гражданской продукции, которая может быть использована в военных целях. Секторальные санкции, по подсчетам Евросоюза, грозят потерей по 100 млрд для обеих сторон. В 2014 г. ущерб от санкций составил €23 млрд, или 1,5 % ВВП России; в 2015 г. эффект от санкций будет еще больше − €75 млрд, или 4,8 % ВВП. Эти события еще раз подтверждают мнение специалистов о том, что инновационное развитие России, испытывающее значительные трудности из-за отсутствия собственной стратегии в этой области, во многом опиралось на трансфер новых технологий передовых стран мира. Понятие "инновационная система" может быть раскрыто через содержание составляющих ее элементов. Так, термин "инновация" интерпретируется как процесс воспроизводства знаний и их вовлечение в хозяйственный оборот с целью получения новых продуктов, технологий и услуг. В свою очередь, термин "система" предполагает координированные действия взаимосвязанных элементов для достижения поставленных целей. В этой связи инновационную систему можно определить как взаимосвязанную совокупность институциональных структур, осуществляющих инновационную деятельность и оказывающую влияние на стратегию и характер экономического развития. При этом следует иметь в виду, что уровень развития инновационной системы в значительной степени определяется особенностями исторического развития страны и имеет явно выраженный национальный характер. Поэтому для того, чтобы подчеркнуть страновые особенности развития инновационной системы, а также их взаимосвязь с отраслевыми и региональными инновационными системами и особую роль государственных органов, более правильно пользоваться понятием " региональная инновационная система". Очевидно, что РИС, будучи организационной платформой инновационной экономики, должна обеспечивать реализацию базовых функций, которые осуществляются различными структурами, выполняющими в ее составе специфические виды деятельности [2]: 1. Формирование инновационной политики . Данная функция реализуется государственными структурами, отвечающими за стратегию развития экономики. Основным документом, определяющим государственную политику в сфере инноваций, является в настоящее время Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г., определяющая систему мер по развитию инновационной деятельности и РИС. Без целенаправленной деятельности всех ее элементов достичь заданных целевых показателей развития инновационной экономики не представляется возможным. В свою очередь, обеспечить эффективное функционирование РИС возможно лишь посредством скоординированных действий по реализации совокупности мер, направленных на достижение целей инновационного развития всеми участниками инновационного процесса. Совокупность указанных мер и синхронизация действий по их исполнению и будет определять в конечном итоге инновационную политику, базирующуюся на научных и методологических принципах, разработанных специализированными научными организациями. 2. Проведение научных исследований и разработок ( НИОКР ). Особенности реализации этой функции определяются в настоящее время историческим характером развития в России сектора НИОКР, который до недавнего времени был ориентирован на обеспечение научно-технического прогресса самого по себе, а не на потенциальных потребителей. Сегодня эта ситуация усугубляется низким спросом на инновации со стороны экономики, выражающимся в слабом участии частного бизнеса в финансировании НИОКР. Объем средств, направляемых на финансирование НИОКР, в значительной степени определяет уровень развития науки, а следовательно, и возможность получения новых знаний и использования полученных результатов в инновационной деятельности. В последние годы затраты на НИОКР составляли в России 1,2–1,3 % от ВВП. По этому показателю Россия существенно отстает от развитых стран, но опережает Индию, Бразилию и другие развивающиеся страны, за исключением Китая. Одной из существенных особенностей финансирования НИОКР в России является высокая доля государственных расходов по отношению к расходам компаний частного сектора, составляющая по разным оценкам более 60 %. В этой связи очевидна актуальность создания специальных условий для стимулирования субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz