Вестник МГТУ. 2015, №3.

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 497-502 497 УДК 338.242 Л. В. Пушкарева, А. И. Котов Арктическая инновационная система как институциональная основа региональной экономики знаний L. V. Pushkareva, A. I. Kotov Arctic innovative system as the institutional framework of the regional knowledge economy Аннотация. В статье анализируются содержание принципов формирования, функций и основных элементов региональной инновационной системы (РИС), а также необходимые условия ее эффективного функционирования. Abstract. The paper analyzes the content of principles of formation, functions and basic elements of the regional innovative system, as well as necessary conditions for its effective functioning. Ключевые слова: инновационная система, инновационная экономика, региональная инновационная система, экономика знаний, функции региональной инновационной системы. Key words: innovative system, innovative economy, regional innovative system, knowledge economy, functions of regional innovative system. Введение Инновационная деятельность, являющаяся необходимой предпосылкой выживания предприятий и организаций в конкурентной борьбе, неизбежно способствует формированию между ними новых экономических отношений. В свою очередь, совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции, формирует инновационную систему, составляющую базовую основу экономики знаний как высшей формы инновационной экономики. Отличительной чертой такой экономики является приоритетное развитие науки, образования и здравоохранения, а также высокотехнологичных и наукоемких секторов промышленности и сферы услуг. Первые попытки формирования региональных инновационных систем (РИС) в России относятся к концу прошлого века. Благодаря предпринятым усилиям в Российской Федерации в целом сформированы законодательные основы инновационной политики, регулирующие отношения в сфере научной и научно- технической деятельности, защиты интеллектуальной собственности, подготовки специалистов, создания инновационной инфраструктуры, формирования условий для ведения предпринимательской деятельности. Характерным примером необходимости и актуальности создания РИС в отдельно взятом объекте является Арктика. Как известно, основные месторождения углеводородов нашей страны расположены в Арктике и Субарктике, где сосредоточено до 90 % газа и 60 % нефти. Поэтому разведка, добыча, транспортировка углеводородов и обустройство инфраструктуры в сложных арктических условиях требует особых инновационных подходов к обеспечению доступа к рынку энергетических ресурсов Арктики на основе развития региональной системы коммуникаций [1, с. 490 − 496]. Не решив эту технологическую задачу, невозможно будет в ближайшем будущем обеспечить энергетическую безопасность страны и сохранить уникальную экосферу Арктики. Реализация масштабных инновационных проектов, несомненно, требует прорывных достижений в науке и технике, квалифицированных специалистов, высокой координации деятельности научных, инженерных, технологических и образовательных центров. Структура и содержание РИС Отсутствие в России единого научно-методического подхода к разработке инновационной политики, действующее законодательство в этой области обусловливают ограниченный и противоречивый характер инновационной стратегии, которая нуждается в существенной корректировке и модернизации. При этом среди важнейших должны быть предусмотрены меры, связанные с созданием эффективных инструментов определения приоритетных направлений развития науки и техники, разработки наиболее действенных механизмов поддержки развития новых высокотехнологичных компаний и формированием инновационной инфраструктуры (особые экономические зоны, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий, венчурные фонды и т. п.). Особое место в системе мер инновационной политики должно принадлежать мерам налогового стимулирования, прежде всего частного бизнеса, предусматривающего освобождение от налогов и налоговые льготы для компаний, ведущих инновационную деятельность, в том числе стимулирующие увеличение расходов на НИОКР, а также налоговые льготы для малых инновационных компаний.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz