Вестник МГТУ. 2015, №3.
Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 493-496 495 Возрождение Северного морского пути должно лежать в основе развития арктических коммуникаций. Разработана "Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года", в которую включены пункты по строительству ледокольного флота в Арктике. Планируется построить три новых атомных ледокола, которые обеспечат круглогодичное функционирование СМП. Один из них планируется ввести в эксплуатацию 30 декабря 2017 г. Второй блок – это дизельные ледоколы, предназначенные для обслуживания портов и шельфовых энергетических объектов. Третий блок − небольшие ледоколы для прибрежных и поисково-спасательных операций. Развитие арктического флота должно сопровождаться развитием крупных рек как транспортных артерий и, соответственно, всей прилегающей инфраструктуры [4]. А это, в свою очередь, открывает доступ к полезным ископаемым и лесным ресурсам, способствует развитию торговли из южных районов арктического бассейна. Таким образом, в течение 2015–2020 гг. минимальное достаточное количество обеспечивающих атомных ледоколов сохранится на уровне шести единиц плюс еще 20 дизельных ледоколов. Такого атомного ледокольного флота нет ни у одной другой страны мира. Для сравнения: у Дании – 4 ледокола, у Норвегии – 1, у США – 3, у Канады – 2 тяжелых ледокола и более десятка небольшого класса 4 . Нельзя также забывать, что у России есть огромный опыт работы в арктических льдах. Вопросы безопасности судоходства и жизнедеятельности в чрезвычайно суровых условиях – один из важнейших аспектов развития арктической зоны. МЧС РФ планирует до 2015 г. построить десять аварийно-спасательных центров. Первые из них уже открылись в Нарьян-Маре и Мурманске; четыре – в районах Дальнего Востока: один в поселке Тикси Республики Саха (Якутия) и три в Чукотском автономном округе – в городах Анадырь, Певек, поселке Провидения 5 . Кроме этого, центры будут построены в Дудинке, Архангельске, Надыме, Воркуте [5]. Для успешного функционирования СМП необходимо комплексное развитие транспортно-логистических структур в прилегающих к Арктике регионах. Существует госпрограмма по развитию Арктической зоны РФ на период 2014–2020 гг., общий объем финансирования которой составляет около 2 трлн рублей. Госпрограмма включает в себя четыре подпрограммы: "Развитие приоритетных секторов экономики Арктической зоны Российской Федерации", "Развитие опорной арктической инфраструктуры", "Развитие локальной арктической инфраструктуры жизнеобеспечения", "Обеспечение реализации государственной программы" (создание системы управления реализацией государственной политики в сфере социально- экономического развития Арктической зоны РФ). Развитие СМП невозможно без модернизации его портов. В ближайшее время предполагается модернизация следующих портов: Тикси, Певек, Хатанга, Дудинка, Диксон и создание новых транспортно- логистических комплексов: Печенга, Варандей, Харасавей. Отдельным вопросом стоит проблема навигационно-гидрографического обеспечения СМП. Насколько успешно она будет решена сегодня, зависит безопасность мореплавания по СМП в будущем. В этом плане ведутся серьезные работы. До 2020 г. планируется развертывание сети контрольно-корректирующих станций ГЛОНАСС / GPS вдоль традиционных трасс СМП. Насколько велика значимость всей Арктической зоны для страны видно по тому факту, как Россия наращивает военное присутствие в этом регионе. Согласно указу Президента РФ В. Путина с 1 декабря 2014 г. в Арктике действует объединенное стратегическое командование "Север". Оно призвано объединить все силы и средства Минобороны, развернутые от Кольского полуострова до Чукотки. Заключение Развитие арктических коммуникаций, в том числе и развитие конкурентоспособной арктической транспортной системы, ассоциируют прежде всего с развитием Северного морского пути, который должен стать единой национальной транспортной магистралью, призванной выполнять роль транзитных международных и региональных перевозок. Эффективность его функционирования зависит от целого комплекса проблем, связанных с развитием транспортно-логистических систем, проведением транспортной реформы по переоснащению транспортных средств, портов, навигационного оборудования. Слаборазвитая или местами полностью отсутствующая транспортно-логистическая инфраструктура приводит к несоответствию значимости освоения природно-ресурсного потенциала российской Арктической зоны и шельфа арктических морей требованиям обеспечения национальной безопасности, к снижению конкурентоспособности России. Благодарности Автор выражает благодарность канд. воен. наук, адмиралу И. П. Русанову за методическую помощь в разработке данной темы. 4 Арктические перспективы России [Электронный ресурс]. URL: //http://ru.apircenter.org/archives/3089. 5 В Мурманске построят арктический аварийно-спасательный центр [Электронный ресурс]. URL: http:www.sovfracht.ru/bulletin/538.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz