Вестник МГТУ. 2015, №3.

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 493-496 493 УДК 332.12 (985) Т. В. Подсветова Развитие судоходных коммуникаций Арктики как элемент национальной безопасности Российской Федерации T. V. Podsvetova Development of navigable communications of the Arctic as an element of national security of the Russian Federation Аннотация. Проанализированы объективные причины возрождения Северного морского пути. Дана оценка атомного ледокольного флота России и других стран, а также транспортно-логистических структур Арктики и ее портов. Рассмотрены геополитические интересы Российской Федерации в данном регионе. Abstract. The objective reasons of revival of the Northern Sea Route have been analyzed. The assessment of nuclear icebreaking fleet of Russia and other countries, as well as transport and logistic structures of the Arctic and its ports have been given. Geopolitical interests of the Russian Federation in this region have been considered. Ключевые слова: Северный морской путь, морской транспорт, арктическая инфраструктура, геополитика. Key words: Northern Sea Route, sea transport, Arctic infrastructure, geopolitics. Введение Арктический регион в последнее время находится в центре внимания очень многих государств. В. В. Путин, выступая на заседании Совета безопасности в апреле 2014 г. подчеркнул, что в Арктике "сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности: военно-политический, экономический, технологический, экологический и ресурсный" 1 . В пределах Арктики расположены территории, континентальные шельфы и исключительные экономические зоны восьми арктических государств – России, Канады, США, Норвегии, Дании, Финляндии, Швеции и Исландии. В настоящее время только первые пять стран имеют права на освоение арктического шельфа. Большой интерес проявляет Китай и Япония, но право на разработку шельфа они могут получить только, если изменится режим освоения Крайнего Севера. Правда, представления о границах шельфа у многих стран не совпадают. Многие страны, не имеющие прямого выхода к Северному Ледовитому океану, рассматривают ресурсное богатство Арктики как общее достояние человечества. Поэтому проблема защиты и реализации национальных интересов РФ в данном регионе приобретает особое значение, тем более что Россия имеет максимальную протяженность границ в Арктике – почти половину арктического побережья. Граница Арктической зоны Российской Федерации была определена решением Государственной комиссии при Совете министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 года. В 2008 г. в числе первоочередных задач обозначена необходимость подготовки нормативно-правовых актов, направленных на уточнение географических границ Арктической зоны, в том числе ее южной границы. В утвержденной в феврале 2013 г. "Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года и обеспечения национальной безопасности" упомянуты границы образца 1989 г. Северная, т. е. внешняя граница континентального шельфа, находится в компетенции международной юрисдикции. Установление южной границы является внутренним делом страны. По мнению некоторых экспертов [1], южная граница включает в состав зоны территории, не имеющие к Арктике никакого отношения. В данном вопросе должно быть четкое понимание, так как в современных условиях все больше пишут о необходимости выдвижения Арктической зоны в объект государственной региональной политики. Материалы и методы В Арктике пересекаются геополитические интересы многих стран. Проведено крупное исследование [2], в котором детально анализируются планы США, НАТО, стран Евросоюза в отношении Арктики. Так, например, интересы США авторы условно разбили на три блока: 1. военно-стратегические интересы: ПРО, развертывание наземных и морских систем для стратегической переброски; проведение морских операций, свобода навигации и перелетов; 1 Заседание Совета безопасности по вопросу государственной политики в Арктике [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/news/2084.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz