Вестник МГТУ. 2015, №3.

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 486-492 491 является основной задачей с точки зрения формирования организационной структуры проекта. С собственно экономической точки зрения реализация целевой комплексной программы направлена на формирование зон концентрированной экономической деятельности по эксплуатации определенных абсолютных и/или сравнительных преимуществ. То есть в пределах арктического широтного пояса должны быть сформированы (или усилены имеющиеся) локальные узлы на базе эффективных ресурсов или видов деятельности, где могут быть созданы максимально эффективные системы функционирования технических комплексов, инфраструктуры и социальной среды. Конечно, невозможно игнорировать желание субъектов федерации, в пределах которых должны формироваться локальные узлы сосредоточения конкретных объектов, обеспечивающих реализацию целей проекта и эффективные системы функционирования технических комплексов, инфраструктуры и социальной среды, получить возможности для развития всей территории, обеспечить улучшение перспектив выполнения в полном объеме своих социальных и коммунальных обязательств. Но это не должно приводить к противоречию между нестандартностью проблемы реализации собственно арктического проекта и традиционностью подхода к "социально-экономическому развитию арктических регионов". Использование организационно-финансового трафарета − программа социально-экономического развития регионов − обусловливает совершенно определенную логику рассмотрения проблемы и проектирования вариантов ее решения. Проект формирования зоны концентрированной экономической деятельности по эксплуатации определенных абсолютных и сравнительных преимуществ превращается в набор аморфных пожеланий по решению различного калибра и значения проблем функционирования обширных территорий, которые формально отнесены к Арктической зоне, но зачастую большая часть которых не имеет никакого отношения к реализации конкретных проектов. Смешиваются две различные проблемы. Во-первых, проблема реализации экономического, технического и институционального проекта, нацеленного на определенный ресурс или функцию и локализованного на ограниченной территории, которая оптимальна с точки зрения реализации именно этого проекта. С территориальной точки зрения только эта территория является предметом так называемого "освоения" и создания максимально эффективных систем функционирования технических комплексов, инфраструктурных условий и социальной среды. Во-вторых, существует проблема распределения дохода от реализации созданных проектов. Поскольку эти проекты реализуются на локальных территориях в пределах тех или иных крупных административно-территориальных образований, которые с полным основанием рассматривают эти территории как свое потенциальное экономическое достояние, часть дохода, полученного от эксплуатации расположенных на данной территории и опирающихся на ее возможности объектов, должна доставаться именно этим административно- территориальным образованиям. То есть эти субъекты федерации имеют бесспорное основание рассчитывать на ренту, которая в данном случае рассматривается как земельная или горная рента. Способы использования этой ренты, приоритеты в решении конкретных задач данных территориальных образований определяются ими самими. Следовательно, речь не должна и не может идти о подмене программы формирования арктического ресурсного полигона и/или арктического глобального транспортного маршрута программой социально- экономического развития арктических территорий. В противном случае, как показывает опыт осуществления многочисленных территориальных программ, не будут достигнуты цели ни первой, ни второй программы. Это тем более важно, потому что специфика северного широтного пояса освоения, как показано выше (рис. 1), исключает возможность ограничения ареала арктического проекта только собственно арктической зоной. Замыкающий характер затрат и ограниченность разнообразия возможных видов деятельности означает, что значительная и даже основная часть материально-технических и технологических, а также в ряде случаев и трудовых ресурсов должна быть размещена в южных для арктического пояса регионах, которые являются важнейшей "тыловой базой" для освоения Арктики. Следовательно, если основывать освоение Арктики с организационной точки зрения на технологии "программ социально-экономического развития", то ареал такой программы, а точнее совокупности таких программ расширяются практически до размеров всего экономически эффективного пространства России. Необходимо особо подчеркнуть, что без формирования адекватных стабильных и долговременных условий для получения территориальной ренты "арктическими" субъектами федерации надежды на получение долговременного социально-экономического эффекта от проекта "Новая Арктика" беспочвенны. Заключение Проблема определения финансового и материально-технического обеспечения арктического проекта, формирования и использования адекватного технологического потенциала является ключевой. Принципиально ресурсы этой программы могут рассматриваться либо как преимущественно внутренние, либо как смешанные. Опуская обсуждение возможности формирования широкого международного консорциума, для чего необходимы соответствующие политические условия, необходимо понимать, что даже в случае успешного смешанного финансирования многообразных экономических инфраструктурных, социальных, технологических, технических задач в рамках этого проекта ресурсная нагрузка на российскую экономику будет чрезвычайно высока, особенно учитывая неблагоприятную сейчас и в ближайшей годы перспективу преодоления затяжной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz