Вестник МГТУ. 2015, №3.

Минакир П. А., Горюнов А. П. Пространственно-экономические аспекты освоения Арктики 488 Трансформация этой ясной, с измеримыми результатами задачи в идеологему "ускоренное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" превращает проект "замыкания" широтной оси освоения в умозрительную меридиональную модель "развития", которая претендует на сочетание сегмента "широтного пояса" на юге региона, где "развитие" в смысле диверсификации имеет экономические перспективы, с вертикальной осью на севере региона (здесь концентрированная экономическая жизнь возможна только в "полюсном" варианте). Смешение моделей развития, как правило, превращает конечное множество конкретных проектов, ориентированных на строго определенные цели (освоение рыночных ниш, максимизация дохода, технологическое развитие и т. п.), совокупность мультипликационных эффектов которых способна обеспечить общеэкономический и социальный прогресс региональных систем, в аморфные, не имеющие однозначного определения и измерения цели и задачи, которые порождают хаотичное множество плохо скоординированных, дублирующих друг друга, случайным образом эшелонированных во времени инвестиционных проектов. Такое превращение конкретных задач и проектов в неопределенные намерения способствует увеличению вероятности убывания продуктивности общественных затрат. С этой точки зрения необходимо рассматривать и новую концепцию формирования северной широтной оси освоения, которая лежит в основе проекта "Арктика". Особенностью северной широтной оси (рис. 1) является то, что она в отличие от южной оси очерчивает пространство, в пределах которого интенсивная экономическая деятельность возможна только в пределах локальных полюсов на основе явных абсолютных преимуществ на всем протяжении с запада на восток, а не только в рамках восточного сегмента. Рассчитанное на длительный период пространственное освоение Арктической зоны не является просто еще одним проектом развития в пределах определенной территории. Это фрагмент долговременной политики по сохранению и наращиванию национального экономического и политического потенциала, характеризующийся наличием нескольких взаимодополняющих целевых ориентиров: − сохранение статуса России как важнейшего поставщика сырьевых ресурсов для глобальной экономики; − парирование любых, даже виртуальных угроз передела в области экономического и политического контроля над ресурсами; − создание нового глобального транспортного коридора. То есть освоение арктического пояса следует рассматривать как многовекторный проект, в котором каждый из векторов формирует свою целевую область и предполагает разработку адекватного инструментария достижения целей в его рамках. Ресурсный вектор . Усилия по сохранению и, возможно, увеличению в длительной перспективе ресурсного потенциала России по существу представляют собой масштабные и долговременные инвестиции в обеспечение статуса России как члена олигопольного клуба поставщиков сырьевых ресурсов для глобальной экономики на длительное время. При этом следует понимать, что арктические ресурсы с экономической точки зрения являются замыкающими ресурсами, имея в виду глобальные балансы наиболее важных сырьевых компонент вектора глобальных продуктов. Причем они являются замыкающими не просто с точки зрения затратных характеристик добычи, переработки и транспортировки, но и с точки зрения капитальных затрат на разведку и подготовку к их вовлечению в экономический оборот. Это означает, что отвлечение для арктического проекта экстремальных по величине национальных ресурсов накопления оправдано только в том случае, если существуют надежные прогнозные оценки, позволяющие судить о временном горизонте, масштабах и ценовых параметрах использования этих ресурсов в глобальном торгово-экономическом обороте. Если завершающий этап освоения вдоль южной широтной оси пространственного развития связан с ускоряющимся разворотом российской экономики на рынки северо-восточной Азии, то переход к освоению пространства вдоль северной широтной оси фактически означает консервацию в длительном периоде существующей (сырьевой) структуры российской экономики и экспорта, если при этом не предусматривается компенсаторный механизм в форме определения параметров государственной долговременной структурной политики, которая должна была бы обеспечить появление и развитие новых эффективных в глобальном смысле структурных звеньев российской экономики при наращивании традиционного первичного и связанного с ним вторичного секторов экономики. При этом, конечно, возникает самостоятельная задача оптимального распределения ограниченных инвестиционных, трудовых и технологических ресурсов сразу по двум вышеназванным векторам перспективного развития (наращивание сырьевого потенциала через освоение арктических ресурсов и модернизация экономической структуры). До тех пор, пока не доказана возможность одновременного решения двух этих задач или не найдена оптимальная смешанная стратегия, позволяющая решить обе задачи при заданных на прогнозном интервале количестве и качестве ресурсов, либо арктический проект, либо структурная модернизация будут в основном оставаться скорее возможностью, чем реальностью. Поддержание оборонно-стратегического баланса . Независимо от того, насколько реальными и в течение какого времени могут быть решены задачи вовлечения в экономический оборот арктических природных ресурсов, само их наличие в рамках российской юрисдикции предполагает решение задачи их охраны и парирования любых, даже виртуальных угроз передела в области экономического и политического

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz