Вестник МГТУ. 2015, №3.

Маслобоев А. В., Путилов В. А. Специфика и структура задачи информационной поддержки… 482 Жизненный цикл развития кризисной ситуаций содержит следующие фазы: 1) идентификация угроз безопасности; 2) планирование антикризисных мероприятий; 3) кризисное реагирование; 4) ликвидация последствий (восстановление). В соответствии с логикой развития кризисных ситуаций в социально-экономической сфере, процессы управления региональной безопасностью должны охватывать весь комплекс проблем регионального развития, а система информационной поддержки (управления) - функционировать в следующих трех основных режимах: 1) стационарном (режим стабильности); 2) чрезвычайном (локализация развивающихся кризисных ситуаций); 3) постчрезвычайном (ликвидация последствий кризисных ситуаций). Наиболее сложным является начальный период зарождения и развития кризисных ситуаций. Этот этап является плохо формализуемым и трудно прогнозируемым в силу неочевидного (скрытого) характера угроз и их проявлений, в связи с этим на этой начальной стадии жизненного цикла задача информационной поддержки выглядит наиболее расплывчато. На этапе зарождения угрозы, зачастую, даже не существует конкретного объекта информационной поддержки. На этой начальной стадии жизненного цикла облик кризисной ситуации еще не сформировался, и главная задача информационного обеспечения заключается в создании наиболее адекватной среды для противодействия развитию потенциальных угроз и опасностей. Общеизвестным подходом к решению этой задачи, согласно [10], является использование методов и средств информационного и проблемного мониторинга социально-экономической обстановки в регионе с привлечением экспертного сообщества, на основе социологических опросов, сценарного анализа, анализа архивных статистических данных, а также с применением современных информационно-коммуникационных технологий, социальных сетей и т. д. Роль информационной поддержки на данном этапе достаточно высока: современные компьютерные технологии обеспечивают сбор, автоматизированную обработку и анализ больших объемов разноплановой информации для выявления потенциальных угроз и опасностей регионального развития и поддержки принятия адекватных сложившейся ситуации управленческих решений на основе этой информации. Вместе с тем обеспечивается возможность создания виртуальных анализаторов (мониторов) − аналогов центров управления в кризисных ситуациях и центров мониторинга социально-экономического развития на базе мониторинговых информационно-аналитических систем, облачных, агентных и веб-технологий. Эти виртуальные аналоги, по сравнению со своими реальными объектами, хотя и теряют отдельные аспекты своей функциональности вследствие виртуализации, но взамен обеспечивают на порядки большие информационные и аналитические возможности, экономию ресурсов и снижение затрат, увеличивают потенциальное количество субъектов управления и экспертов, участвующих в процессах обеспечения региональной безопасности, обеспечивают интеграцию и обработку коллективных экспертных знаний с последующим синтезом на их основе новых знаний, что крайне важно для реализации эффективного информационного управления региональной безопасностью в разнородных кризисных ситуациях. В настоящее время информационная поддержка данной фазы жизненного цикла, как правило, сводится в основном к созданию и поддержанию в актуальном состоянии различных баз и картотек данных ведомственных информационных систем и мониторинговых информационно-аналитических систем, используемых в составе ситуационно-кризисных центров. Эти ресурсы содержат семантически и организационно разнородную, часто слабоструктурированную информацию об источниках потенциальных угроз и опасностей, кризисных ситуациях и их параметрах, планах антикризисных мероприятий, показателях безопасности, критически важных объектах и процессах обеспечения безопасности. То же самое можно констатировать и в отношении специализированных информационно-справочных веб-ресурсов. Как правило, все эти средства информационной поддержки используются изолированно друг от друга и принадлежат разным ведомствам (субъектам управления безопасностью). Подобные информационно-вычислительные ресурсы, несомненно, играют важную положительную роль в информационной поддержке управления региональной безопасностью на ранних стадиях развития кризисных ситуаций. Однако их использование подразумевает активный поиск информации со стороны субъектов управления безопасностью. Наличие у последних достаточно сильной мотивации к поиску необходимой информации для принятия эффективных управленческих решений появляется чаще всего уже после зарождения угрозы и претворения кризисной ситуации в жизнь. Таким образом, ведомственные информационные системы обеспечивают, в большей степени, поддержку второго этапа жизненного цикла угроз региональной безопасности, когда осуществляется целенаправленный предметный поиск субъектов совместной деятельности, ресурсов и путей разрешения уже зафиксированных, развивающихся кризисных ситуаций. Эффективность использования информационно-вычислительных ресурсов ведомственных информационных систем для задач управления региональной безопасностью может быть увеличена за счет обеспечения совместного использования территориально распределенных разнородных информационных баз и частичной автоматизации обработки содержащихся в них данных. Современным средством решения задачи автоматизированной интеллектуализированной обработки разнородной информации из различных источников являются агентные технологии [11]. Программные агенты, будучи способными к целенаправленным активным действиям от лица своих владельцев, позволяют автоматизировать не только предметный поиск

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz