Вестник МГТУ. 2015, №3.

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г. стр. 476-485 481 − создание средств информационно-аналитической поддержки антикризисного управления, прежде всего средств интеллектуальной поддержки принятия решений на базе когнитивного и имитационного моделирования процессов управления региональной безопасностью; − создание информационной инфраструктуры региональной безопасности, обеспечивающей формирование проблемно-ориентированных групп субъектов управления безопасностью (организационных структур управления безопасностью) и соответствующих информационных ресурсов и сервисов, предназначенных для поддержки отдельно взятой организационной структуры безопасности в рамках локализации (предотвращения) возникшей кризисной ситуации. Структуризацию задачи информационного управления региональной безопасностью можно произвести также в соответствии с задачами, возникающими как на разных уровнях управления региональной безопасностью, так и на разных фазах жизненного цикла развития кризисных ситуаций. В работе предложено выделять четыре уровня управления региональной безопасностью: стратегический, оперативно-стратегический, оперативно-тактический и тактический. Оперативно-стратегический и оперативно-тактический уровни образуют в совокупности оперативный уровень управления региональной безопасностью. В силу очевидных и весьма существенных различий во внутренней структуре и локальной целенаправленности процессов, протекающих на разных стадиях развития кризисных ситуаций, существенно отличаются и требования к средствам информационной поддержки на различных уровнях управления и принятия решений в сфере региональной безопасности. Перечислим основные задачи информационной поддержки, решаемые на разных уровнях управления региональной безопасностью. На стратегическом уровне управления решаются следующие задачи: 1) управление знаниями о разнородных объектах и процессах обеспечения безопасности; 2) управление компетенциями субъектов безопасности, участвующих в этих процессах; 3) формирование организационных структур управления безопасностью в кризисных ситуациях; 4) формирование сети центров организационного управления региональной безопасностью. Основной задачей на этом уровне является формирование организационных структур управления безопасностью, обеспечивающих допустимый с точки зрения стоимостных затрат, пространственно-временных и ресурсных ограничений уровень эффективности предотвращения и ликвидации кризисных ситуаций. Оперативно-стратегический уровень управления региональной безопасностью включает следующие задачи информационной поддержки: 1) ситуационный и сценарный анализ, оценка результативности реализации антикризисных мероприятий; 2) синтез траекторий и реализация управления "точно в срок"; 3) реконфигурация сети центров управления региональной безопасностью. Оперативно-тактический уровень управления предполагает решение следующих задач: 1) информационный мониторинг потенциальных угроз и опасностей; 2) оценка качества и эффективности организационных структур управления безопасностью; 3) реконфигурация организационных структур управления безопасностью в кризисных ситуациях. На тактическом уровне решаются задачи, связанные непосредственно с управлением кризисными ситуациями, выбором участников (акторов) и исполнительных ресурсов, необходимых для локализации конкретных угроз безопасности или кризисных ситуаций, а также формированием и согласованием планов совместных действий. Основной задачей на этом уровне управления является анализ профиля деятельности субъектов управления безопасностью. Это необходимо для определения соответствия их компетенций и возможностей участия в предотвращении текущих или прогнозируемых кризисных ситуаций. При этом спецификации кризисных ситуаций должны быть декомпозированы на подзадачи и распределены между субъектами управления безопасностью. В рамках этой задачи осуществляется подбор (композиция) компетенций субъектов управления, представляющих собой совокупность предоставляемых ими ресурсов и услуг (сервисов), которые могут быть использованы в процессах обеспечения региональной безопасности. На концептуальном уровне жизненный цикл угроз региональной безопасности представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов: 1) зарождение угрозы; 2) развитие угрозы; 3) проникновение в РСЭС; 4) проникновение в критическую область развития РСЭС; 5) инициализация угрозы; 6) воздействие угрозы; 7) регенерация (восстановление) РСЭС с возможным порождением новой угрозы. Угрозы порождают разнотипные кризисные ситуации. Под кризисной ситуацией , согласно [9], понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате техногенной аварии, опасного природного явления, террористического акта, социально-экономического, геополитического или межнационального конфликта, которая повлекла за собой социальную нестабильность, человеческие жертвы, значительные материальные потери, угрожающие жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности государственных и общественных институтов. Качественное описание и классификация типов региональных кризисных ситуаций представлены в работе [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz