Вестник МГТУ. 2015, №3.
Маслобоев А. В., Путилов В. А. Специфика и структура задачи информационной поддержки… 480 цикла угроз региональной безопасности за счет уменьшения времени отклика (реакции) на возникающие кризисные ситуации уже на начальных этапах их развития в динамически изменяющихся условиях. Возможность действовать на опережение, быстрое реагирование и адаптация к динамике внешней среды, а значит и качественное информационное обеспечение в особенности важны для эффективного управления региональной безопасностью, которое характеризуется многофункциональностью и структурной сложностью, с одной стороны, и слабой изученностью, высокой неопределенностью и отложенностью результатов – с другой. Структура задачи информационного управления региональной безопасностью Разнородность и динамичность состава участников процессов управления региональной безопасностью, а также многообразие выполняемых ими функций обусловливают структурную сложность и многоаспектность проблемы информационного управления региональной безопасностью. В связи с этим, важнейшим условием ее успешного решения является четкое понимание структуры и содержания составляющих ее подзадач. В общем случае для решения этой проблемы необходимо как методическое, так и информационное обеспечение. Методическое обеспечение управления региональной безопасностью представляет собой совокупность как уже существующих, так и разрабатываемых в настоящее время методов и средств информационного мониторинга и целенаправленной обработки "сырых" и архивных данных, в том числе информации, поступающей в режиме реального времени. Методическое обеспечение, в основном, включает в себя методы и средства поддержки принятия решений, а также средства автоматизации отдельных аспектов управления региональной безопасностью. Информационное обеспечение управления региональной безопасностью: для эффективной информационной поддержки процессов принятия решений на разных уровнях управления в сфере региональной безопасности необходимы соответствующие информационные ресурсы и сервисы. Информационные ресурсы играют роль своего рода "сырого материала", из которого путем адекватной переработки на основе соответствующих сервисов можно получать новые данные и знания, необходимые для обоснованного выбора и претворения в жизнь оперативных и стратегических решений по управлению региональной безопасностью в кризисных ситуациях. К таким базовым информационным ресурсам относятся: − различные базы данных ведомственных информационных систем, содержащие информацию об объектах и показателях безопасности, потенциальных угрозах и сценариях их развития, инцидентах, событиях, кризисных ситуациях, типовых планах организации антикризисных мероприятий, составе участников кризисного реагирования, регламентах взаимодействия и т. д. − веб-ресурсы, обеспечивающие информационно-справочную поддержку и удобный унифицированный распределенный доступ к данным; − средства телекоммуникаций, обеспечивающие абстрагирование от территориальной привязки субъектов управления и ресурсов безопасности. Информационное обеспечение не ограничивается простым накоплением все больших и больших объемов разноплановой информации о потенциально возможных чрезвычайных и кризисных ситуациях и угрозах безопасности, а представляет собой набор различных информационных, облачных и веб- сервисов, реализующих: − тренажерно-моделирующие комплексы; − средства формирования имитационных моделей сложных процессов, протекающих в РСЭС; − средства интеграции, обработки и анализа информации; − средства мониторинга, прогнозирования и сценарного анализа социально-экономического развития; − средства информационно-аналитической поддержки деятельности организационных структур управления региональной безопасностью и т. д. Задача информационного управления региональной безопасностью также может быть структурирована в соответствии с тремя основными компонентами инфраструктуры безопасности региона, к которым относятся: − ресурсы безопасности – организационные, административные, финансовые, информационные и другие; − инфраструктура безопасности, обеспечивающая условия для реализации эффективного управления региональной безопасностью; − антикризисное управление, обеспечивающее формирование планов антикризисных мероприятий и их реализацию. В соответствии с этим, задача информационного управления региональной безопасностью включает несколько аспектов: − создание информационных ресурсов для поддержки управления и принятия решений в сфере региональной безопасности – баз данных, словарей и прочих ресурсов, имеющих отношение к задачам управления безопасностью РСЭС, а также удобных средств оперативного распределенного доступа к ним;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz